МАРТОВСКИЕ ТЕЗИСЫ

Легенды и мифы Чернигова с точки зрения художника
2017-12-05 12:20:45


Никогда мне не нравились 50 оттенков Серова в его "Девочке с персиками". Вот Рубенс — другое дело, там девочки постарше и персики побольше. Но даже им далеко до божественных бидонов нашей Восьмой Марты.

И вот, по случаю профессионального праздника означенной жрицы, сидели мы однажды в мастерской моего коллеги впятером — я, он и Марта с бидонами — и вели речи о возвышенном.

А надобно ещё отметить, что в ту пору в партизанских лесах Черниговщины сдох последний слон, после чего небо обрушилось на землю и городу нанесла непоправимый визит вежливости золотая валькирия Четвёртого Рейха, стальная фея страны Альбедо и королева-мать Белой Металлургии — блистательная Доротея Пеш, под чьи напевы, собственно, и велась тогдашняя беседа.

— Легко заметить, — сказал я, обращаясь к бидонам, хотя текст изначально адресовался коллеге, — что люди без девиаций всегда существенно уступали подранкам судьбы по части вклада в сокровищницу мирового искусства. Наиболее добрые произведения создавались мрачными типами, находившимися на пике отчаяния. Патологический нарциссизм авторов выливался в божественно прекрасные творения, а самые невероятные прорывы за рамки господствовавших стереотипов являлись следствием обострения психопатических состояний.

В сущности, наша с вами миссия сводится к тому, чтобы заклинать демонов иррациональности. Кто, кроме нас? Больше некому. В лице всех этих так называемых современных художников, членов союзов и прочих винтиков системы мы имеем дело с неизлечимо закоренелыми идиотами, которых уже невозможно оживить.

Впрочем, ситуацию может спасти чудо: абсолютная и тотальная смена всех нынешних политических идеологий магическими.

В связи с этим вспомним, например, тот, воистину божественный, энтузиазм, под эгидой которого проходило творчество отцов супрематизма, когда картины делались исходя из убеждённости в том, что если правильным образом расположить некоторое количество правильно выкрашенных треугольников, кругов и квадратов, то звёзды сорвутся с мест, планеты изменят орбиты, космические энергии начнут бить фонтаном, астральные потоки потекут из неправильной стороны в правильную, люди обретут способность к левитации и телепатии. Ибо всё в мире взаимосвязано со всем, а в основе всего лежат элементарные геометрические фигуры. И выходит, что весь их супрематизм есть ни что иное, как самая обыкновенная практическая магия.

— Бурная у тебя фантазия, — сказал коллега. — Отключать не пробовал?

— У художников всё наоборот. Бурная фантазия — приветствуется; оставаться живым, бдительным и бодрым — необходимость; служить главному делу своей жизни — принципиально. Однако, в жизни не всё так однозначно. Есть разные виды художников. Одни — обслуга и лакеи, другие — царьки и чинодралы, третьи — жлобы и торгаши, четвёртые — просто алкаши.

Но есть ещё одна каста — жрецы. У этих один бог — Искусство. Материальная сторона и социальный статус не играют решающей роли. Жрецами были, например, Веласкес и Ван Гог, хотя один был придворным живописцем, а другой нищим безумцем.

— А есть такие, которые просто для самовыражения? — спросил коллега. — Чтобы внутри спокойно было.

— Вы ведь и сами знаете, что есть. Это те жрецы, которые ещё не осознали своей миссии. Впрочем, и среди осознавших никто не знает как должно выглядеть современное искусство. Это тайна. Над ней надо поколдовать без рецептов, ибо новому нет объяснения. Это эксперимент, который должен себе позволить каждый автор. Шаг в неизвестность со всеми вытекающими. А в идеале: художник — герой, картина — поступок, выставка — событие.

— То есть и ты не знаешь, что такое современное искусство?

— Внимательнее, уважаемый. Речь шла о новом и неизведанном, а не о том, что сейчас висит в галереях. С последним-то как раз всё ясно, поскольку современным искусством считается всё то, что человек, называющий себя творцом, объявляет актом творчества. Потому что время такое. Не зря однажды обронил мудрый Гоголь: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости".

Например, тот, кто принародно совершает акт дефекации — обычный серун. Но если это происходит на открытии его персональной выставки в арт-галерее, то он — творец-нонконформист. Человеком он может быть говённым, зато, как автор перфоманса, будет признан решительным и смелым первопроходцем. Хотя в обоих случаях он говнюк.

Таков один из симптомов глобальной энтропии. Когда-то давно искусство утратило свою подлинную связь с Божественным и выродилось в придаток к еворемонту. А началось это тогда же, когда появились первые признаки разделения на мирское и сакральное.

— Пойду приму лекарство от страха, — сказал коллега и, бросив прощальный взгляд на бидоны, отправился в трёхдневный заплыв огненным морем Чемергеса.





...  комментарии (0)
другие записи автора
АНАТОМИЯ ЧУДА 2017-12-11 11:49:19 ТАРО ДЖОКЕРА 2017-12-10 07:59:03 КАКА ДИВАН 2017-12-09 15:17:19 ЮРЬЕВ ДЕНЬ 2017-12-08 12:43:25 ЗАКЛЯТЬЕ ЧЕРНОГОРСКОГО МОЛЬФАРА 2017-12-08 09:18:18 МЕСЬЕ САМАЭЛЬ 2017-12-07 13:06:05 СОЛНЦЕВОРОТ ПО-ЦЫГАНСКИ 2017-12-07 12:20:25 ИРИСУЙ 2017-12-06 09:44:48 TEMPORA MUTANTUR 2017-12-06 09:11:12 БЕСОЕДЫ В ГОРОДЕ ГРЁЗ 2017-12-05 08:31:53