Рекламодателям

Как старообрядцы Репкинщины чтят традиции предков

2013-08-19 15:06:45
6536 1
Настоятель старообрядческого храма Святого Димитрия отец Сергей
Многие читатели знают, что в поселках Добрянка и Радуль Репкинского района живут старообрядцы. Их предки в XVII веке воспротивились церковной реформе патриарха Никона и выступили против введения новых религиозных обрядов, богослужебных книг и икон. Чтобы избежать расправы, «раскольники», а именно так их называли, вынуждены были искать пристанище в отдаленных уголках государства. Селились они обособленно, к чужакам и всему новому относились настороженно, но между собой жили дружно. Хотя с тех пор и прошло несколько столетий, потомки старообрядцев уважают традиции предков.

Историческая справка

Основателем Добрянки принято считать Онисима Сафронова, который в 1706 году получил разрешение на поселение от Черниговского архимандрита. Тогда в слободе обосновалось 12 семей в 9 дворах. Селение назвали как и речку, которая здесь протекала, - Добрянка. Правда, археологи во время раскопок в 1989 году нашли в поселке керамику, датируемую еще Х-Х1 веками.
- Старые люди говорят, что раньше Добрянка была отдельным островком среди болот, - сказал председатель поселкового совета Александр Алгинин. Он краевед-подвижник, заслуженный работник культуры Украинской ССР, автор двух фундаментальных книг «Корни» и «Сад памяти» об истории Добрянки и старообрядцах.
- После реформы патриарха Никона этих людей стали истреблять: вешать и жечь на кострах, поэтому они вынуждены были спасаться бегством. Первые поселенцы пришли в Добрянку из Сергиево-Посадской лавры, что под Москвой, - рассказал Александр Алгинин.

Гонениям подвергались не только крестьяне, но и вельможи, например всем известная боярыня Морозова. Художник Василий Суриков впоследствии написал одноименную картину.
Сейчас определить старообрядцев по внешнему виду сложно. А раньше мужчины носили подпоясанные русские рубахи навыпуск (косоворотки) и кафтаны. Также им не полагалось брить бороды. Женщины наряжались в сарафаны и большие платки, которые не завязывали, а закалывали. У взрослых всегда при себе были особые четки - лестовки.
Впрочем, еще пять лет назад в поселке жило несколько старообрядцев, которые не пользовались благами цивилизации, даже отказались от пенсии.
- Вели хозяйство, сеяли пшеницу или рожь, пекли хлеб, выращивали скот. Как бы ни было трудно, эти люди ни у кого ничего не просили. Они были чисты духом, а таких сейчас, к сожалению, редко встретишь, - отметил Александр Алгинин.

Религиозные праздники у старообрядцев такие же, как и у православных, правда, обряды отличаются. Например, младенца при крещении три раза с головой погружают в воду. И ныне большим грехом старообрядцы считают курение, употребление алкоголя, сквернословие, непочитание старших и родителей. Как и раньше, они живут по совести, честно трудятся и всегда готовы помочь ближнему, поделится последним куском хлеба со страждущим.

В анекдотической погоне за сенсацией

Тема старообрядчества еще недостаточно хорошо изучена, поэтому вызывает интерес среди историков и журналистов. Но исследователи иногда попадают в смешные ситуации.
- Бывает, корреспонденты напишут неправдоподобную статью или снимут сюжет о Добрянке, где без благ цивилизации живут странные люди. После выхода этих передач в эфир другие исследователи начинают массово звонить в поселковый совет и рассказывать о том, что добрянцы, оказывается, не знают, что такое электричество, телевизор, радио и газеты, - улыбнулся Александр Алгинин. - Несколько лет назад к нам приезжал журналист из Польши. Он попросил показать старообрядца. Я повел его к одному дедушке. (К сожалению, его уже нет в живых. - Авт.) Заметив издали старика с длинной бородой и в подпоясанной рубахе, который собирал яблоки в тачку, корреспондент достал фотоаппарат и быстро побежал к нему. Старовер, увидев странного чужака, схватил тачку и бросился наутек. Погоня длилась минут пять, пока я не убедил дедушку остановиться. Правда, он очень разволновался, и конструктивный разговор не получился.

О единственной в области старообрядческой церкви

В XIX веке в Добрянке было 8 церквей, а сейчас только две. Одна из них - старообрядческая Святого славного великомученика Димитрия Солунского, освященная в 1790 году. Аналогичного храма в нашем крае нет. А недавно возле святыни построили колокольню.
- В 1835 году император Николай I запретил колокольный звон во всех звонницах старообрядческих церквей. До прошлого года его в Добрянке не слышали, - подчеркнул Александр Алгинин.
Следует сказать, что в старообрядческом храме особая аура. Пребывая там, обретаешь душевное спокойствие. Это подтверждают многие прихожане. Духовная благодать снизошла и на автора этих строк.
- Храм деревянный, а внутри поштукатуренный. Он пережил революцию 1917 года, а перед Великой Отечественной войной большевики открыли в нем спортивный зал. Иконы, которые вынесли из здания, исчезли в неизвестном направлении. В 1941 году фашисты, заискивая с местным населением, разрешили службу. Тогда добрянцы принесли из домов образа, перед которыми можно помолиться и сейчас, - сообщил настоятель церкви отец Сергий. Он служит уже 15 лет.

Все иконы в церкви - старообрядческие.
- В сравнении с православными, они более строгие, темноликие и аскетичные, - отметил отец Сергий. - Прихожане особенно почитают икону Божьей Матери «Утоли болезни». Всегда много свечей у образов Святого Николы, Божьей Матери Казанской и храмовой святыни - лика Димитрия Солунского. Уверен, что после искренней молитвы перед образами этих святых исцелялись немощные, сомневающиеся принимали правильные решения, а перед просящими открывались нужные двери.
В церкви сохранилось унисонное песнопение по крюкам - древним нотам.
- Так пели в X столетии, традицию продолжаем и в XXI веке. Церковные книги, которые использую в служении, изготовлены в начале XX века. Написаны они гуслицким письмом. На это указывают завитки. (Гуслица - это Подмосковье. - Авт.,) В церковных делах помогают местные жители. Отрадно, что в храм по праздникам приходит много людей. Думаю, большинство из них - не старообрядцы. Но это не имеет значения. Ведь не важно, какой путь к Богу избирает человек, главное, чтобы с чистыми помыслами, открытым сердцем и душой. Я убежден, что исцеляет от недугов и помогает в беде не столько икона, хотя все образа считаю чудотворными, или проведенный определенным образом обряд, а вера, - подытожил отец Сергий.

Ирина Осташко, еженедельник «Деснянка вільна» + «Деснянская неделя» №54 (457)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

комментарии (0)

Оставить комментарий

Имя
Комментарий
другие новости
Суддя Демченко виправдав В‘ячеслава Почепа, який попався поліції нетве... 2023-02-08 10:51:39 В‘ячеслав Чаус пояснив нетверезий стан підлеглого Андрія Шемця поїздко... 2023-02-08 09:49:09 Где купить рюкзак адидас? 2023-02-07 17:30:00 Засновник МРП «Єгер» Михайло Рева: "Утримання приватного мисливського ... 2023-02-07 12:54:38 Чотирьох захисників з Чернігівщини провели в останню путь (фото) 2023-02-06 18:00:19 58-річний Сергій Шинкаренко Чернігова живе в сараї 2023-02-06 17:09:47 Ярослав Моргацький з Чернігова збирає кошти на ЗСУ 2023-02-06 17:00:23 60-літній Олександр Чаус весь час бойових дій лишався жити на Бобровиц... 2023-02-06 16:51:51 Мешканці підтоплених сіл Чернігівщини лишаються відрізаними від цивілі... 2023-02-06 16:42:27 У Чернігові встановлять 80 велопарковок 2023-02-06 16:32:59