Обзор рынка мороженого в Чернигове

2003-08-13 12:47:40
2926 1
Лето... Жара... солнце и расскаленный асфальт... В эти дни мороженное лучше любого другого лакомчтва сможет облегчить страдание горожан.



Мороженое - это то, что доставляет необычайное удовольствие детям и то, что радует взрослых в летние жаркие деньки. Среди жителей нашего города очень популярен этот продукт. Многие из нас "изучают” все возможные виды этого лакомства, стараясь не пропустить новинку, другие на протяжении многих лет не изменяют полюбившемуся еще в детстве виду. А кондитеры, казалось бы, каждый день, придумывают все новые и новые виды мороженого. Сейчас в Чернигове, как и в любом городе, лотки с мороженым стоят почти на каждом углу, и мало в каком сельском магазине не торгуют этим лакомством. И как, скажите, в таких условиях можно пройти мимо и не отведать хотя бы самый простой пломбир, даже если в кармане осталась последняя гривня?

ГОРЯЧИЙ БИЗНЕС

Производство замороженного десерта - дело доходное и довольно устойчивое. Высокая рентабельность (согласно экспертным данным, 15-20% в год с учетом инфляции) и быстрая оборачиваемость капитала привлекают все больше и больше производителей на этот рынок. Некоторые производители считают, что в Украине уже формируются так называемые национальные бренды. Но потребители пока плохо знают производителей "сладостей", слабо ориентируются в торговых марках, они приобретают просто мороженое в стаканчике либо на палочке, либо брикет без "имени и отчества".

"Мороженщикам" приходится соперничать не только друг с другом, но и с непрямыми конкурентами - производителями лимонадов и даже шоколадных батончиков. Последние сегодня чаще позиционируются как "быстрый перекус", за подобный имидж борются и некоторые виды мороженого.

В Так уж получилось, что отечественные "безалкоголики" и кондитеры с середины 90-х стали развиваться интенсивнее "мороженщиков". И сегодня рекламные слоганы "Освежись!" и "Подкрепись в жаркий летний полдень" у отечественных потребителей ассоциируются ну никак не с "удовольствием на палочке".

Чтобы сблизить образы конфет, кисломолочных продуктов, даже слабоалкогольных миксов и мороженого, производители последнего стали добавлять в свою продукцию мармелад, печенье, жвачку, творог, ликер, ром... мак и даже коноплю. Действительно, сегодня конкурентная борьба за покупателя способствует расширению ассортимента продукции, разработке и внедрению новых видов мороженого, поиску оригинальных форм упаковки и внешнего вида готовой продукции.

Наши "мороженщики" каждый сезон стараются вывести на рынок несколько новых видов мороженого. Разумеется, не каждая новинка становится хитом и "живет" более одного сезона. На украинском рынке мороженого господствуют отечественные производители. Иностранцев сдерживает величина таможенных сборов на ввозимые в страну замороженные сладости. За 1 кг мороженого импортеру приходится платить EUR1.

Относительного нашего города, к сожалению, нельзя сказать, что здесь господствуют местные производители. В Чернигове мороженое производит лишь молокозавод, который не в состоянии конкурировать с большими раскрученными хладокомбинатами. В результате - львиная доля продаваемого в Чернигове мороженого - привозное. Но нужно отметить, что потребитель от этого не страдает. К его услугам - огромный ассортимент замороженного лакомства самых разных производителей.

А ЧТО В СТАКАНЧИКЕ С МОРОЖЕНЫМ?

О самой пресловутой 100-граммовой пачке мороженого сегодня можно писать детектив. Несколько лет назад все продукты дорожали, а мороженое оставалось в одной цене. Из кризиса ценообразования "мороженщики” вышли виртуозно. Продукт стал рыхлым и при традиционном объеме немного сбросил вес. Сначала появились 70-80 граммовые пачки, а сейчас нередко встречаются и по 60-65 г. Кроме того, некоторые производители, ЧТо|| снизить себестоимость продукта, нсгкзцЗ зуют растительный жир. Ныне в нащЛ любимом пломбире может оказаться нц копробное кокосовое масло. И хоть ^ вкус такое лакомство не самое лучцы продадут его вам по той же цене, что і пачку хорошего мороженого, иначе вц сразу заподозрите неладное. Накрутка на низкокачественном мороженом порой бы вает до 100%, тогда как на нормальном, в среднем 30%.

Но нам, черниговцам, не стоит слишком бояться обмана и отказывать себе в любимом лакомстве. Сегодня фирмы, реализующие мороженое в нашей области, подходят к вопросу качества очень осторожно. Растущая с каждым днём конкуренция заставляет каждую фирму привозить в наш город только продукцию лучших хладокомбинатов Украины и ближнего зарубежья. А фирменные ларьки Черниговского молокозавода, которые пользуются особой популярностью из-за невысоких цен, предлагают продукцию только на натуральной основе без различных добавок и ароматизаторов.

Сегодняшние цены на мороженое способны удовлетворить любого покупателя, ведь они колеблются от 35 коп. (не удивляйтесь, такое тоже есть - нужно знать, где искать!) и до 10-15 гривень. Удивительно, но черниговцы почему-то больше покупают дорогое мороженое, нежели простое сливочное. А имеющиеся

названия поражают своей оригинальностью не только детей, но и взрослых - "Шехерезада", "Стоп-наркотик", "Винт", "Наталка-Полтавка" и т.д. С каждым днём всё более популярней становится мороженое, реализуемое большими порциями. Если пару лет назад в Украине семейное мороженое занимало около 10% рынка, то сегодня этот показатель вырос до 20%. Многие производители, пытаясь сгладить сезонные колебания сбыта, активно развивают производство мороженого для домашнего поедания, тем самым воспитывая в потребителях круглогодичное пристрастие к холодным десертам. Есть основания ожидать дальнейшего роста этого сегмента в Украине. К слову, в развитых странах семейное мороженое занимает 80% - 90% рынка.

МОРОЖЕННЫЕ СТАНДАРТЫ

Выбор У покупателя громадный - много мокрого с одинаковым наименованием, но совершенно разным вкусом. Ведь производителей у нас полно, а ГОСТов, как не было, так и нет. До сих пор производители руководствовались техническими условиями, действующими с 1996 года. Ассоциация "Украинское мороженое" и экспертный совет при Ассоциации, в который входят специалисты хладокомбинатов, сейчас занимаются разработкой ГОСТов на мороженое, которые намерены утвердить к концу нынешнего года.

Практически каждый "мороженщик" сейчас сам себе выбирает технические условия. А это дает сто и один способ, не нарушая закона, надуть покупателя - например, под видом пломбира, продавать более дешевое лакомство. Состав ведь мало кто читает. Касается это в первую очередь "стаканчиковых", поскольку более дорогие, например,-эскимо - мелким предприятиям, которые как раз и грешат недобросовестностью, не позволяет выпускать оборудование. А крупные - дорожат своей репутацией, чтобы делать плохой продукт.

ПЕРСПЕКТИВЕН ЛИ РЫНОК МОРОЖЕНОГО?

Рынок очень подвижен и постоянно формирует новые условия. Он емок - об этом свидетельствует ежегодное увеличение его участников. Несомненно, перспективен, поскольку сегодня в среднем мы съедаем чуть более 2 кг мороженого в год, что в два раза скромнее потребления времен Советского Союза, и выглядит еще более обнадеживающе на фоне 12 кг скандинавов и 15 кг среднего американца. Просто мороженое остается для большинства украинцев десертом, уверяют эксперты, а не товаром повседневного спроса, как в США и Северной Европе.

Украинский рынок мороженого развивается очень динамично, конкуренция становится жестче. Сегодня крупные украинские производители мороженого выпускают продукцию высокого качества, по конкурентным ценам. Но даже это, как ни странно, не мешает черниговским дистрибьюторам диктовать условия производителям и отдавать предпочтение только самому вкусному и дешёвому мороженому. Так что, мы, черниговцы, ещё счастливые люди, что имеем возможность насладиться любимым лакомством совсем за небольшие деньги.

МОРОЖЕНОЕ ПРОТИВ СТРЕССА

Науке стало ясно, почему дети, да и взрослые любят мороженое; оно великолепно снимает стресс. Молоко и сливки содержат триптофан - эффективный природный транквилизатор, успокаивающий нервную систему, поднимающий настроение, помогающий справиться с бессонницей.

Что же касается шоколада, который нередко украшает наше любимое холодное лакомство, то долгое время считали, что он воздействует на мозг подобно наркотику. Дурная слава тянулась за шоколадом и какао с тех пор, как калифорнийский фармаколог Пианелли и его коллеги обнаружили в бобах какао вещества, сходные с некоторыми компонентами марихуаны. Однако в конце прошлого года группа американских ученых из Института химии биомолекул «реабилитировала» шоколад и какао: оказалось, что концентрация в них злосчастных соединений крайне низка, к тому же большинство их разлагается в желудке, не достигая мозга.

Зато другие исследователи нашли в шоколаде вещество, родственное гормону адреналину. Оно повышает кровяное давление, делает более частым пульс, то есть является природным стимулятором, как кофеин. История мороженого далась давно: уже 3 тысячи лет назад в домах богатых китайцев подавали в качестве изысканного десерта сладкий сок свежих фруктов, смешаный со снегом или льдом. Таким же угощением потчевали Александра Македонского во емя походов в Персию и Индию. Гиппократ писал, что это лакомство «излечивает вялость». Потом мороженое покорило Европу - благодаря ославленному венецианскому путешественнику Марко Поло, который привез рецепт охлажденного щербета из Китая. В Италии оно быстро стало излюбленным кушаньем в знатных домах. Впоследствии мороженое научились готовить круглый год, в него стали добавлять молоко, сливки, сахар, ароматические вещества и даже цветы.

Настоящее сливочное мороженое изобрели при Наполеоне III. Знаменитый пломбир тоже родом из Франции - он получил свое название но своему «месту рождения» - городу Плобьер-Ле-Бем. Страсть к мороженому переняли немцы и австрийцы. Именно уроженцам Австрии принадлежит идея создания шоколадного мороженого. Итальянцы, великие любители смешивать самые невероятные продукты, придумали мороженое-ассорти - с добавками фруктов, орехов, ликера и кусочков печенья. В Америку рецепты изготовления мороженого попали с английскими переселенцами. Широкое распространение оно получило в XIX веке, когда были изобретены холодильные машины, разработаны способы получения и хранения льда. В то же время английский изобретатель Томас Мастере изобрел машину для мороженого. В 1904 году в городе Сент-Луис проходила международная выставка мороженого, на которой демонстрировался первый автомат для выпуска вафельных стаканчиков. Так появилось мороженое в стаканчиках, называемое «пирожок эскимоса». Спустя 4 года стали выпускать мороженое на палочке.

В России издавна существовали свои рецепты мороженого. Еще в Киевской Руси подавали к столу мелко наструганное замороженное молоко. Мороженое, в классическом понимании этого слова, пришло в Россию из Франции и прочно обосновалось в меню российской знати. Книги по кулинарии тех времен содержат различные рецепты приготовления этого лакомства. Например, рецепт земляничного мороженого можно найти в оригинальной книге «Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха», изданной в 1794 году в Санкт-Петербурге.

О ТОМ, КАКОЕ МОРОЖЕНОЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ СПРОСОМ У ЖИТЕЛЕЙ НАШЕГО ГОРОДА РАССКАЗЫВАЕТ ДИРЕКТОР МАГАЗИНА №2 ООО «БраС» ТИМНИК ОЛЬГА ВИКТОРОВНА



Достаточно популярно среди жителей областного центра мороженое нашего молокозавода. Есть даже такие люди, которые ничего другого вообще не покупают, требуют только черниговское. Дети предпочитают мороженое с персонажами из мультфильмов на этикетках. Детки экономят, считают каждую копеечку, а когда уже есть определённая сумма, прибегают и просят мороженое с покемонами или ещё с кем-нибудь. Конечно же, у детей больше пользуется спросом дешёвое мороженое. Фруктовый лёд - это тоже "детское" мороженое. А вот взрослые предпочитают более дорогое лакомство. Для них уже главное, чтобы было вкусно, а цена играет второстепенную роль. Очень популярны мороженые торты, мороженое в ведёрках, мороженое весом в 1 кг - так называемое "семейное". Его в больших количествах покупают не только летом в жару, но и зимой. У молодёжи пользуются спросом оригинальные новинки, она всегда первая интересуется новыми видами, и не боится экспериментировать. Пожилые люди предпочитают покупать лакомство, которое полюбили ещё в молодости и до сих пор ему не изменяют. Алкогольного мороженого у нас пока ещё нет в продаже, хотя мы слушали о его существовании. Черниговцы к нему ещё не привыкли, поэтому и не спрашивают о таком.

Вообще, можно сказать, что мороженое - это достаточно популярный и распространённый продукт среди черниговцев. Летом мы каждую неделю делаем заказы на большие суммы. Погода влияет на реализацию этого продукта, но жители Чернигова любят полакомиться в любое время года.

КАКОЕ МОРОЖЕНОЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЖИТЕЛИ ЧЕРНИГОВА И ЧЕМ ОНИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ПРИ ЕГО ВЫБОРЕ?

Результаты опроса, проведённого газетой "Семь дней", показывают, что большинство опрошенных черниговцев (52%) предпочитают покупать традиционный пломбир и сливочное мороженое. 12% отдают предпочтение фруктовому мороженому, а 36% - всегда пытаются попробовать какую-нибудь оригинальную новинку.

Относительно цены этого лакомства, респонденты ответили следующим образом:

12% - покупают дешёвое мороженое, выбор 8% опрошенных всегда падает толью на дорогое мороженое, а для большинства (80%) - цена играет второстепенную роль, для них главное - вкусовые качества.

Стоит отметить, что многие черниговцы (44%) покупают мороженое определенного производителя, хотя большинство из нас (56%) при покупке этого лакомства на производителя всё-таки не обращают внимания.



БОЛЯТ ЛИ ЗУБЫ ОТ МОРОЖЕНОГО?

До недавних пор мы считали, что мороженое - штука хоть и вкусная, но бесконечно вредная. И сахара в нем много, и кариес вызывает, и зубы от него болят, а у кого-то и мигрень появляется. И что же, отказываться от любимого с детства лакомства? Не стоит.

С тем, что мороженое достаточно калорийно, спорить не будем. Но в нем также хватает кальция, белка и витаминов группы В. А употребляют его умные люди только в качестве десерта, после основного приема пищи, когда злоупотребление тем или иным продуктом становится непростой задачей. Один-другой пломбир в неделю ни одну фотомодель пока ещё не сгубил. Что касается зубной боли, то причины её возникновения очень просты. И мороженое здесь ни при чем. Винить в таких случаях нужно лишь себя, ибо зубная боль, при употреблении мороженого, равно как при употреблении любых холодных или горячих блюд, возникает из-за истонченной эмали зубов. Впрочем, и тем немногим счастливчикам, кто не нуждается в визите к стоматологу, не стоит пробовать свои зубы на прочность, набрасываясь на мороженое, только что вынутое из морозилки. Ведь резцы в таких случаях подвергаются температурному перепаду в десятки градусов.

Ирина Лепкина, "Семь дней" №33 (92) от 13 августа 2003

Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш Telegram.

коментарі (0)

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші новини
Чернігівське Біле «FRUTER»: освіжаючий смак літа вже тут! 2025-06-16 15:30:04 Гурт The Maneken зняв кліп у Чернігові на пісню «Зупинись» 2025-06-16 14:20:46 Підприємниця з Прилук відкрила салон краси, скориставшись грантом від ... 2025-06-16 13:42:32 45-річний житель Чернігівського району з пістолетом і гранатою погрожу... 2025-06-16 13:25:14 Фруктово-ягідний сезон у Чернігові: ціни на базарі б’ють рекорди 2025-06-16 13:01:48 Чернігівські перевізники шукають водіїв автобусів: платять до 45 тисяч... 2025-06-16 12:52:45 У Прилуцькому районі через ДТП загинув 48-річний пасажир автомобіля 2025-06-16 11:25:28 У філармонійному центрі Чернігова пройшла прем’єра музичної казки «Рус... 2025-06-16 10:49:10 За минулий тиждень росіяни завдали 214 ударів по Чернігівщині 2025-06-16 10:33:53 У Чернігові частині абонентів тимчасово припинять гаряче водопостачанн... 2025-06-16 10:20:16