Куда смотрят главные черниговские памятники?



Пушкин и Шевченко
Начнем со скульптурной композиции возле Екатерининской церкви под названием «Борцам за волю и независимость Украины». Чего только не говорят о бедном козаке, задравшем голову в небо. Вплоть до того, что ворон человек считает. Может и не считает. Но смотрит вверх.
Здесь же, в нескольких десятках метров от Екатериненки, — бюст Михаила Фрунзе. Красного военачальника времен гражданской войны. Туристы, присматриваясь, спешат фотографировать: уж очень Сталина напоминает. Честно говоря, не к месту сегодня тут этот памятник. Да и лица почти не видно — нос отвалился, облупилось все, смазалось. Вот и называют теперь памятник «Неизвестным мазурикам»...
На Валу у нас теперь три памятника. Старейший — Александру Пушкину, который дважды был в Чернигове проездом. Установлен бюст Александру Сергеевичу в 1900 году на деньги, собранные от благотворительного вечера в Чернигове. Взгляд русского поэта устремлен в сторону художественного музея и недостроя. Вряд ли теперь ему на Валу уютно. Ведь 21 августа здесь, как уже упоминалось, поселился и гетман Мазепа, которого Пушкин в поэме «Полтава» наградил совсем не лестными эпитетами... Правда, друг на друга они и не смотрят. Иван Мазепа наверняка пытается разглядеть Десну. И мысли его, кажется, плывут по волнам (или против течения), устремляясь в Батурин.
Самый красивый памятник не только на Валу, но и в Чернигове — Тарасу Шевченко (автор — известный украинский скульптор Владимир Чепелик). Здесь поэт молод, красив, полон сил. И с интересом разглядывает тех, кто садится рядом с ним на лавочку. А посиделки с Шевченко привлекают многих...
Тут же и «брендовые» пушки—подарок Петра Первого городу. Дети их обожают. А вот смотрят (или целятся?) орудия своими стволами не куда-нибудь, а на Киев. С чего бы это?
Почему Богдан Хмельницкий отвернулся?
Двигаясь к Красной площади по Аллее Героев, как раз можно увидеть бюсты этих самых героев — Владимира Антонова-Овсиенко, Юрия Коцюбинского, Николая Крапивянского, Михаила Кирпоноса, Николая Подвойского, Василия Сенько, Виталия Примакова, Николая Щорса. Как видите, разные эпохи и люди разные, неоднозначные. Но смотрят они исключительно перед собой, то есть в одну сторону. Когда бюсты здесь ставили (на протяжении 70-х годов), смотреть «кто в лес, кто по дрова» было не принято.
Здесь же, на Аллее Героев, и памятник «Жертвам Чернобыльской трагедии»
Раньше на этом месте был символический знак — ядро с летающими по орбитам электронами. Знак этот называли «Мирным атомом». Правда, по задумке автора, наверное, летали планеты вокруг Солнца. И на самом деле назывался этот знак «Покорителям космоса». А теперь тут символ покруче. Глаза человека, покорявшего атом и не справившегося с этакой силищей, устремлены в Небо, может быть, к Богу, с мольбой о помощи. А непокорные электроны летают вокруг трепещущей человеческой фигуры. Еще один парадокс связан с памятником Богдану Хмельницкому в одноименном сквере за облмуздрамтеатром. Стоит гетман (работа известных скульпторов Ивана Кавалеридзе и Галины Петрашевич) спиной к площади. Есть версия, что в 1956 году тогдашний первый секретарь обкома приказал Богдана Хмельницкого развернуть лицом к зданию будущего горкома партии. Но горком так и не построили. Вторая версия — смотрит гетман прямехонько на Москву. И ведь правда — Москва в той стороне, куда указывает гетман. До нее каких-то 800 километров. Ведь киевский Богдан Хмельницкий показывает правой рукой тоже на российскую столицу.
Приехали в Чернигов поездом? Тогда вы под прицелом «тридцатьчетверки»
Дедушка Ленин, которого периодически вымазывают краской противники коммунистической идеи, стоит ровно и смотрит прямо перед собой. Получается — на Екатерининскую церковь.
Идя от Красной площади по бульвару, а потом — скверу в сторону «Мегацентра» и дальше, вы обязательно наткнетесь, на памятник воинам-афганцам. Человеческая фигура, расстрелянная на мишени, падает вниз. Взгляд — тоже в землю. Такое вот свидетельство бессмысленности войны вообще и афганской — в частности. Этот памятник очень любят малыши, мамы и няни. Он так здорово построен, что можно побегать вокруг, поиграть в прятки между частями памятника. Весело сбегать вверх-вниз по лесенке.
Есть в городе еще один памятник. Это — танк «Т-34», застывший на постаменте. Говорят, именно он освобождал наш город от фашистов. Теперь ему честь и слава. Реставрацией танка в свое время занимался даже мэр города Александр Соколов. Нынче боевая в прошлом машина своим «носом» четко смотрит на железнодорожный вокзал.
Людмила Пархоменко, еженедельник «Весть» №35 (355)
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
Двигаясь к Красной площади по Аллее Героев, как раз можно увидеть бюсты этих самых героев — Владимира Антонова-Овсиенко, Юрия Коцюбинского, Николая Крапивянского, Михаила Кирпоноса, Николая Подвойского, Василия Сенько, Виталия Примакова, Николая Щорса. Как видите, разные эпохи и люди разные, неоднозначные. Но смотрят они исключительно перец собой, то есть в одну сторону. Когда бюсты здесь ставили (на протяжении 70-х годов), смотреть «кто в лес, кто по дрова» было не принято.
Здесь же, на Аллее Героев, и памятник «Жертвам Чернобыльской трагедии»
Какая содержательная и познавательная новость! Сколько в ней полезной, и просто необходимой жителям нашего города информации! И как же это мы все жили раньше, не зная обо всем этом?
Лучше бы распиарили памятник Фрунзе, он уже сколько стоит без носа. Хотя его же недавно ремонтировали!
ГЛУБОКО уважаемая Людмила Пархоменко, если Вас интересует направление взгляда памятников, обратитесь ко мне. Я Вам поясню их историческое значение и мы будем иметь счастливую возможность сравнить их застывший взгляд и Ваш, блуждающий.