Как табачный бизнес обходит запрет на рекламу сигарет



15 депутатов Верховной Рады предлагают полностью запретить рекламу сигарет. Зачем? Разве она уже не запрещена на телевидении, радио, страницах газет и журналов, на транспорте, в помещениях и на улице? Запрещена. Но этот бизнес во всем мире учится проскальзывать между «красными флажками»!
Чего мы не замечаем?
Из Закона «О рекламе»: «Спонсорство теле-, радиопередач, театрально-концертных, спортивных и других мероприятий с использованием знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается».
- Две пачки «Честерфилда».
- Что?
- Две пачки «Честерфилда»! Принесите – и впустим! - монотонно бубнел охранник у входа на концерт популярной украинской группы Esthetic Education.
Chesterfield – торговая марка сигарет табачной компании «Филипп Моррис». Esthetic Education выступали на фестивале «Артефакт». Идея организаторов была проста – желающие прийти на концерт должны были нарисовать рисунок, отправить его через Интернет и получить в обмен приглашение. Для тех, кто не успел это сделать, предлагалось взять рисунок с собой и пройти бесплатно.
Но охранники, похоже, об этом и не слышали. «Только две пачки «Честерфилда»! Любых!» Тем, у кого их не было, приходилось выбираться обратно через сотни три желающих попасть на концерт. «Рисунки уже не нужны, чтобы зайти – две пачки сигарет!» - предупреждали они всех в очереди.
В кассах расположенного рядом супермаркета – огромные очереди... и ящики с блоками сигарет. Девушка-кассир продает по две пачки сигарет в руки. Всем – и пожилым рокерам, и четырнадцатилетним девочкам.
На концерт хотелось, поэтому и я купила сигареты...
Часто ли фестивали проводятся так? Вот данные о фестивалях, поддержанных табачными компаниями только за последние три месяца:
11 июля. Global Gathering Freedom Festival – фестиваль клубной музыки. Количество посетителей, по подсчетам «Новинаря», – 30 тысяч. Аудитория – молодежь. Winston активно распространяет свою продукцию. Яркий синий бар сигарет, красивые девушки и парни-промоутеры. Большой стенд и выложеная на нем фонариками цифра «55» - годовщина торговой марки.
15 июля-21 августа. «Казантип» – фестиваль танцевальной музыки. Количество посетителей, по оценке «ТСН», только на открытии была 30 тысяч! Аудитория – молодежь. На сайте Marlboro объявлена акция – «Звезда Казантипа», на сайте Сhesterfield – фестиваль, как одно из мероприятий их «Отрывного календаря».
10-12 сентября. «Джаз Коктебель» – джазовый фестиваль. Количество посетителей, по данным сайта фестиваля, также 30 тысяч. В рамках фестиваля было установлено «Арт-ателье» сигарет Сhesterfield...
Из Закона «О рекламе»: «Реклама табачных изделий, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается с помощью мероприятий рекламного характера (кроме специальных выставочных мероприятий табачных изделий)».
- Мне пришло письмо от Chesterfield, в нем сообщали, что я стал победителем акции «День Че» и выиграл арт-ноутбук и арт-флэшку, - рассказывает Василий Косый из сети «ОПОРА», выслеживавшей рекламу табака в Украине. - Чтобы узнать, как получить свои призы, я начал звонить на «горячую линию» компании, но мне никто не ответил. Зато недавно от той же марки на мейл пришло приглашение принять участие в «Фестивале снов» и выиграть 2520 призов, - добавляет он.
Мы проверили, какие акции такого рода проводятся прямо сейчас. При этом выбрали марки лишь пяти сигарет, чаще всего фигурировавших в отчетах «ОПОРЫ». Акции прямо сегодня проводят все пять, Winston – сразу две.
Фотоконкурс «55 в фокусе» предлагает делать фото, посвященные 55-летию марки. Призы – профессиональные фотокамеры. Второй конкурс – «Свобода – это...» Рассуждайте на эту тему – и вам подарят ноутбуки! На Карибы собираются победители предыдущего конкурса – Winston Freedom Tour...
Табачная марка Chesterfield сейчас приглашает принять участие в акции «32 октября» - так называемом фестивале снов. Сделать мультик и победить в конкурсе.
Camel проводит акцию Camel Access\'09, цель которого – собирать коды с пачек сигарет, регистрировать их по телефону или на сайте и принимать участие в розыгрыше ценных подарков. Жирная надпись «БОЛЬШЕ КОДОВ – БОЛЬШЕ ПОДАРКОВ!»
Monte Carlo в сентябре проводила акцию «Ощути драйв города». А теперь с помощью кодов с пачек сигарет,можно участвовать в акции «Клуб лояльности» и узнать, действительно ли ты
Urban Sapience (урбанистический человек)...
Glamour призывает копить баллы с кодов на пачках и покупать в интернет-магазине GlamShop...
Чего это стоит?
«От заболеваний, вызванных курением, в Украине умрет более половины курильщиков. По информации базы данных «Здоровье для всех», в 2005 году в Украине 56% всех причин смертности были связаны с табакокурением». Это не цитата из фильма ужасов. Это – данные из официального отчета Всемирного банка, посвященного здоровью в Украине. В рейтинге факторов, вызывающих больше всего болезней, табакокурение опережает даже алкоголь! Оно является бронзовым призером – после высокого давления и высокого уровня холестерина.
С сигаретами сотрудничают четверо из десяти главных убийц украинцев: ишемическая болезнь сердца, болезнь сосудов мозга, хронические заболевания легких, рак трахеи, бронхов, легких.
При этом последние собранные данные свидетельствуют, что ежегодно количество курильщиков в Украине увеличивается. Женщин с сигаретой становится больше в среднем на 1,5-2% в год, мужчин – на 3-4%. Мужчины больше курят на востоке, а женщины – на юге и в Киеве. Это данные из свежего отчета Министерства здравоохранения и Всемирной организации здравоохранения, описывающего курение в Украине.
Где больше курильщиков?
Украинские мужчины по доле курильщиков обогнали весь европейский регион, а женщины – страны СНГ.
Международное исследование «Здоровье и поведенческая ориентация учащейся молодежи», в котором Украина участвовала в 2005-2006 году, показало, что среди наших десятиклассников и первокурсников курят 420 из тысячи юношей и 260 из тысячи девушек.
Как курят украинские подростки?
Почему так случилось?
По оценке Tobacco-Free Kids – мощной международной организации, борющейся с табакокурением, первая причина – дешевизна сигареты.
Это подтверждают расчеты ВОЗ и Минздрава: «В 1999-2006 году инфляция составила 98%, а цены на сигареты выросли только на 16,7%. Возможно, это было главным фактором роста распространенности курения в последние годы».
Ситуация начала улучшаться лишь с кризисом. Из-за падения поступлений от налогов правительство начало быстро повышать акцизы на сигареты. С 2008 года стоимость пачки выросла вдвое.
Вторая причина – эффективная реклама. Нужно понимать, что Украина и ее жители – добыча крупнейших мировых производителей сигарет, полностью захвативших наш рынок. Вот данные компании Euromonitor International о распределении его между гигантами мировой индустрии табакокурения:
Кому принадлежит украинский рынок табака?
Разделив украинский рынок между собой, мировые бренды принесли сюда апробированные во всем мире технологии завоевывания покупателей.
В международном отчете Tabacoo-Free Kids перечислены эти приемы.
Первый – спонсорство спортивных игр, музыкальных и других культурных мероприятий. Вот откуда три крупных фестиваля за три месяца!
Второй – поп-культура и эксклюзивные мероприятия. «Табачная промышленность использует гламурную молодежь как «послов бренда», чтобы продавать и рекламировать свои товары», - пишут в отчете. В этом году неделю моды Ukrainian Fashion Week спонсирует Glamour. На вечеринке Godskitchen Urban Wave, которую по данным Tobacco-Free Kids посетило 15 тысяч человек, обслуживающий персонал был одет в брендовые костюмы Camel. Можно было приобрести и сигареты, и аксессуары.
Третий – распространение рекламы через Интернет и мобильные телефоны. Почти каждая табачная марка имеет собственный сайт на украинском языке. Доступ как будто предоставляется курильщикам «старше 18 лет», о чем предупреждают на одном из сайтов. Но мы смогли без кодов и документов зайти на этот ресурс. Реклама через Интернет в законе «О рекламе» не запрещена...
Четвертый – продажа сигарет в вашем районе. «Табачные компании разрисовали и нанесли орнамент своей продукции на стены зданий – для лучшей узнаваемости табачных брендов. Они также создали мобильные объявления, которые нанесены на автомобили и вывески» - говорится в международном отчете. Вспомните, сколько автомобилей с брендами сигарет на боках курсирует по Украине!
Пятый – ориентация на женщин и детей. «Табачная промышленность влияет на женщин, используя соблазнительные изображения жизненной силы, изящества, эмансипации, изысканности и сексуальной привлекательности. Также создаются женские марки сигарет – к примерам можно отнести Glamour и Vogue, а особенно тонкие, легкие красочные или ментоловые сигареты» - пишут Тabacco-Free Kids. Вспоминаете своих изящно курящих знакомых?..
Шестой прием – точки продаж. Как раз здесь рекламу можно размещать сколько хочешь! Это могут быть как обычные плакаты, так и подставки или блюдца для денег. Рядом с пунктами продажи проводятся промо-акции и выставки. Это называется BTL-реклама. А сама реклама размещается на уровне глаз. Подойдите к киоску – проверьте.
Седьмой прием – включение в бренд новых категорий товаров и услуг. Табачная промышленность использует свои торговые марки для изготовления продукции, не имеющей отношения к табаку – это - одежда, аксессуары, настенные часы, канцелярия, тарелки для денег в магазинах, подставки под горячее. Заметьте, что последнее обычно находится на уровне глаз ребенка. Пепельницы и подставки под горячее – в наших кафе, барах, ресторанах.
Восьмой прием – игры и конкурсы. «Табачники» спонсируют конкурсы, провоцирующие купить сигареты для того, чтобы принять в них участие. А помните, как я попала на концерт Esthetic Education?..
Наконец, последний – сигареты бесплатно. «Сигаретные девушки», нанятые табачными компаниями, чтобы раздавать продукцию, побуждают людей попробовать бесплатные образцы» - пишут в отчете Tobacco-Free Kids. Разве вы не видели таких девушек? Вот и наше лидерство в Европе среди мужчин-курильщиков!
Что делает власть?
15 депутатов, предлагающих полностью запретить рекламу сигарет, представляют четыре из пяти фракций парламента – Партию регионов, Блок Юлии Тимошенко, «Нашу Украину - Народную самооборону» и Компартию. Среди них нет только представителей Блока Литвина.
Их проект запрещает рекламу табака через обычную и электронную почту, мобильный телефон, в Интернете, в развлекательных заведениях и на автомобилях, запрещает спонсировать мероприятия и проводить информационные кампании с целью профилактики курения среди населения при поддержке производителей сигарет.
Еще законопроект – за запрет проводить различные игры, лотереи, конкурсы, события, прямо или косвенно связанные с табачными изделиями, если условием участия является приобретение сигарет или их употребление. Нельзя будет предлагать различные бонусы, премии, возврат наличных.
Также запретят размещать рекламу сигарет в местах, где они продаются. Может быть только один плакат размером не более 40х30 см с текстовой информацией об имеющихся сигаретах и цен на них.
За нарушение этих запретов предусматривается штраф от 30 000 до 50 000 гривен за каждый факт нарушения.
Это совпадает с рекомендацией Всемирного банка. Первый из 10-ти его советов как улучшить здоровье украинцев – полностью запретить рекламу, повысить налоги на табачные изделия и проводить антитабачную кампанию в школах.
Что это даст? Исследования в 22-х странах показало, что полный запрет рекламы снизил употребление табака на 6,3%. Если предположить, что сейчас в Украине курит 41% населения (по данным последнего исследования) – это 19 миллионов человек. 6,3% от этих 19 миллионов – это 1 млн. 188 тыс. 756 человек, которые спасутся от табакозависимости!
Каковы шансы законопроекта? Мы спросили у одной из его авторов – депутата от Партии регионов Анны Герман, она возглавляет профильный комитет по вопросам свободы слова и информации, который и будет решать, предлагать ли Раде принять документ.
«Свідомо»: Есть ли какое-то противодействие этой инициативе?
Анна Герман: Об этом еще говорить рано. Проект только что зарегистрирован, еще не прошел комитет. Пока нет.
Факты:
В последний раз рекламу ограничивали в марте прошлого года. Инициатором выступил депутат от БЮТ Николай Томенко. Тогда депутаты парламента решили, что рекламы сигарет не будет ни на транспорте, ни в помещениях, ни на улице. Также выгнали табачных рекламодателей со страниц газет и журналов.
Данных о том, как реклама табака влияет на украинскую молодежь, нет – нет опросов. Но ряд исследований разных стран мира свидетельствует, что именно из-за рекламы подростки начинают курить.
Так, за 1999-2004 годы в Великобритании было установлено, что по каждой марке сигарет вероятность начала курения возрастает на 7% через рекламу. В 2004 году в Испании было доказано, что подростки 13-14 лет начинают курить именно из-за рекламных щитов.
Интересно, что в США 96% детей в возрасте от трех до шести лет узнали верблюда Джо Кэмела (рекламный персонаж от сигарет Сamel), когда лишь 67% взрослых смогли это сделать! В Турции же торговая марка Camel занимает всего 1% рынка, однако 91% детей среднего возраста 10 лет узнали логотип этой компании!
Анна Дидора, Александр Акименко
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
владельци всех этих компаний или их покровители ,которые имеют хороший процент из прибыли ,сидят в Верховной раде !
Камеди Клаб цензура запретила показывать по телевиденью,а вот с рекламой водки и сигарет еще пока нет причины,это цензурно,куда мы катимся?!
Вот бы еще запретить курение в общественных местах.
Ага,давайте на воздух налоги введем.
"Бросай курить, ставай на лыжи здоровьем будешь не обижен"- сам бросил 2года назад и доволен., а до этого курил 8 лет.