Хорошее вино — только там, где хорошие люди

2010-11-01 16:50:36
2891 5
Хорошее вино — только там, где хорошие люди
Чернигов посетил представитель знаменитой португальской винодельческой компании. Выпускник черниговской школы сомелье Дмитрий проводит для приглашенных журналистов мастер-класс, рассказывая, как именно нужно правильно пить вино — чтобы правильно его распробовать и оценить. Свои бокалы с токаем мы держим за ножку: чтобы вино не грелось, для белого вина это важно, его температура должна быть около 10 градусов. Рассматриваем цвет, густоту…

Втягиваем запах: «первый нос». Оцениваем аромат вина, ловим его первые ноты. Теперь, легко покачивая бокал, кружим напиток — аэрируем, насыщаем кислородом. Снова вдыхаем — это «второй нос», аромат открывается, играет уже новыми красками. Оценили? Наконец делаем первый глоток. Специалист теперь займется разбором: спиртуозность, мягкость, свежесть, кислотность… Мы же просто получаем удовольствие.

Этот мини-урок — вовсе не основной пункт сегодняшней программы, он просто задает тон. А главное — встреча с известным испанским и португальским виноделом Джорджем Соуза, представителем компании «Сограпе», производящей вина с 1942 года. Три главных бренда «Сограпе» — «Газелла», «Сандеман» и самое популярное в мире розовое португальское вино «Матеуш Роз».

— Мы представлены более чем в 120 странах, и наша цель — править миром, — шутливо поясняет Джордж. — Португалия маленькая страна, но мечты у нас большие!

«Сограпе» действительно успешная компания. Основанная в 1942 году, она сегодня занимает ведущее положение в отрасли. Ее виноградники и винодельни расположены во всех основных винодельческих районах страны, и компания, девиз которой «Великие вина рождаются только от великой страсти», постоянно расширяется. В конце 80-х к ней присоединился известный своими прекрасными портвейнами Дом А. Ферейра (его винодельни были заложены еще в девятнадцатом веке), в 1996-м — компания «Форестер», а еще через несколько лет — аргентинская компания «Финка Фличман», основанная в 1910 году.

Вино, умеренность и романтизм


— Португалия — средиземноморская страна, стиль жизни у нас очень размеренный, неспешный, — рассказывает Джордж. — Мы уверены, что все на свете — еда, напитки, путешествия, даже отношения — все должно быть спокойным, умеренным. Мы верим в равновесие, не фанаты рок-н-ролла или бурной выпивки. Ценим то, что имеем и наслаждаемся этим.
Виноделие — это часть нашего образа жизни, и в отношении употребления вина у нас сложилась определенная культура. Для нас это довольно привычно, но дело в том (и это важно), что мы пьем вино во время еды, можно сказать, что вино — это часть нашей диеты. Вряд ли вы увидите кого-то пьющего вино просто так — только за обедом. Молодежь, которая ходит в клубы и на дискотеки, может быть, употребляет водку, виски, ром. Но ведущим напитком все равно остается вино.

Наш совет потребителям таков: дамы могут употреблять 1—2 бокала вина в день, четыре дня в неделю. Мужчинам можно и три бокала.

— Насколько большой бокал? — тут же интересуется кто-то.
— Совершенно обычный, не литровый! — под смех публики отвечает Джордж.

— Однако принято считать, что средиземноморцы очень темпераментны… Как это согласуется с вашими словами об умеренности?

— Это правда, мы эмоциональны. В разговорах, в выражении чувств. А жить стараемся спокойно. Центр нашего общества — семья. Семейные ценности очень важны и в Португалии, и во всех странах Средиземноморья. И именно семья вызывает основные проявления чувств. А самая главная часть португальского общества — женщины. Матери, жены, сестры… Обратите внимание на мое имя (А полное имя у Джорджа и в самом деле довольно длинное! — Авт.) — оно включает имена обоих моих родителей, не только отчество. Может быть, еще и поэтому мы более романтичны и более эмоциональны.

— А является ли частью культуры производство домашнего вина?
— О, в домашних условиях производится огромное количество вина — и продается просто на заднем дворе, в гараже. Понятно, что это не задекларировано, налоги с этого не платятся — но это очень важно. С кем бы из португальцев вы ни заговорили, окажется, что он или кто-то из членов его семьи имеет отношение к виноделию. Ну в крайнем случае, его дедушка делал вино. Налог на вино у нас ниже, чем на другие виды напитков или продуктов. Всего лишь 12%, тогда как на шоколадное молоко — 26.
Вообще же Португалия занимает второе место в мире по производству портвейна (первое у Франции). И в каждом португальском доме вы всегда найдете бутылочку портвейна.

— В Украине употребление спиртных напитков очень часто заканчивается хоровым исполнением песен… А в Португалии?
— Это зависит от того, сколько вы выпьете. Конечно, может дойти до того, что мы начнем петь и танцевать.

— Вы соотнесли употребление вина и спокойствие. А украинский самогон вы когда-нибудь пробовали? Если да, то с чем вы его проассоциируете?
— Нет, не пробовал ни разу. А вы думаете, стоит? Но я пил очень хорошее крепленое вино, сделанное в Крыму, и прекрасное крымское шампанское. Знаю еще «Немирофф» — но это уже интернациональный бренд… В Украине я не впервые, но в Крыму пока не был — думаю, мне обязательно нужно туда поехать, посмотреть на ваши виноградники.

— Джордж, правда ли, что истина в вине?
— Это правда. И я думаю, что хорошее вино бывает только там, где хорошие люди.

Великие вина

В специализированной литературе о винах говорят, используя массу эпитетов: вино, оказывается, может быть не просто ароматным или выдержанным — но и «веским», «великодушным», «возмужалым», «усталым», «толстым», «круглым», «мускулистым», «честным», «шелковым»…

Во время предварявшей встречу с Джорджем Соуза экскурсии директор виномаркета «Wine Time» Павел Руденок несколько раз использовал выражение «великие вина». В частности, остановившись возле полки с коллекционными массандровскими винами, которым уже перевалило за полвека.

— Именно такой белый ликерный мускат 1945 года подавали на Ялтинской конференции Сталину, Черчиллю и Рузвельту, эти пять бутылок — из тех же подвалов.
Винный эксперт Виталий Ковач, сомелье с десятилетним стажем, комментирует:

— Великие вина — это те группы вин, которые на протяжении уже не одного десятилетия держатся на вершине качества. Мы на самом деле понимаем, что плохих вин не бывает: есть хорошие, а есть очень хорошие. Но нужно помнить, что часто главная составляющая величия — это время, история. И великое вино — это, помимо великолепного вкуса, всегда вино с историей. Великая пятерка французских вин, например, классифицирована еще в 1855 году. Это шато мутон-руж, шато икем, шато лафит, шато латур и шато брион.

— Какие-то из вин, которые производятся в Украине или производились в СССР, можно назвать великими?
— Самым великим вином Советского Союза, которое заслуживает большого внимания, было и остается мускат белый красного камня. По нескольким причинам. Это единственный в мире мускат, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса за количество своих наград. Это вино производится с 1944 года, его автор — самый знаменитый винодел того времени Александр Егоров. До сих пор этот мускат дегустируют самые великие винные критики — и приходят в восторг, ставя ему 97 баллов из 100. В 50-х годах массандровские десертные вина гремели на весь мир. Знаменитый массандровский херес 1953 года был лучшим хересом в мире…

К сожалению, в советском виноделии наступил переломный момент, когда с целью снижения себестоимости поменяли госстандарты и с 1964 года качество вин очень изменилось. Виноградные спирты, дорогие, разрешено было заменять зерновыми — что сильно удешевило стоимость вин, но ударило по качеству.

Приятно, что сегодня виноделие стараются возрождать и развивать, некоторые производители специально приглашают консультантов из Франции — чтобы поднять производство украинского вина на современный уровень.

— В топ-100 журнала Wine Spectator наши виноделы пока, к сожалению, не попадали, — отмечает Павел Руденок. — Последний раз о массандровских винах там писалось в 1959 году, когда Егоров сделал свое последнее вино — сладкий массандровский херес. С тех пор пока что наши виноделы в сотне не были…

И на вино есть мода

— Когда человек только начинает пить вино, — рассказывает Виталий Ковач, — он отдает предпочтение сладким винам, и это понятно. По мере приобретения опыта вкус становится тоньше, человек переходит на полусладкие, затем на полусухие вина. Сложившаяся на сегодня общемировая культура употребления вина — это культура употребления сухих вин. Новый тренд — ледяные вина, айсвайны, которые делаются из замороженного винограда. Лидеры в его производстве — Канада, Германия, Австрия.

***

Мы к этой моде можем приобщиться, а можем и нет, это дело вкуса. В любом случае не будем забывать рекомендации Джорджа Соузы: винопитие — это культура.

Редакция благодарит виномаркет «Wine Time» за прекрасную организацию встречи.

Вера Едемская, фото Максима Безнощенко, еженедельник «Взгляд», №43 (176)

Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш Telegram.

коментарі (0)

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші новини
Росіта не розлучилася з Олегом Ляшком. Жінка забрала заяву про розлуче... 2025-07-03 15:19:14 Медики з Прилуччини допомогли 25-річній жінці народити дівчинку у «шви... 2025-07-03 15:12:06 На Чернігівщині попрощалися з чотирма захисниками 2025-07-03 14:27:32 Василя Пасічника звільнили від кримінальної відповідальності. Примирив... 2025-07-03 14:08:53 У Чернігові продовжується робота з демонтажу незаконно встановлених об... 2025-07-03 13:41:00 166 чернігівських родин з новонародженими отримають допомогу від міста 2025-07-03 13:18:38 Гранітна майстерня «GRANITE» – якість, перевірена часом 2025-07-01 14:17:51 У Троїцькому соборі будуть богослужіння? І новий настоятель? 2025-07-01 14:06:50 Прилуки зустріли військовослужбовця, звільненого з ворожого полону 2025-07-01 12:37:19 На Чернігівщині попрощалися з чотирма захисниками 2025-07-01 12:10:51