Кем быть: выбираем профессию
2011-04-15 13:15:05



Кем быть: выбираем профессию
Итак, собрав воедино напутствия «умных дядь и тёть», а также свой личный опыт, предлагаем вам алгоритм выбора профессии. (Всё-не всё, а что-то из этого обязательно да пригодится!) И первое, что мы советуем сделать – это разобраться в себе. Ну неправда, что родители ВСЕГДА знают, что и как лучше! То есть прислушаться к их мнению все-таки нужно, вот только окончательный выбор необходимо сделать самому. А для этого требуется ответить всего на один вопрос примерно следующего содержания: чем бы таким ты хотел заниматься в жизни, чтобы тебе при этом было легко и интересно? Не стоит питать иллюзий, что через пять лет все изменится, и вы без особых усилий сможете заниматься, скажем, монотонной работой, которую вы и на дух не переносите, в какой-то абсолютно не интересной вам сфере. «А если за такую работу платят хорошие деньги? Что огда?» - спросите вы. А тогда, справившись с пунктом первым, плавно перейдите ко второму: переберите все возможные профессии, отвечающие вашим требованиям. При этом обязательно проанализируйте каждую из них, с точки зрения того, что вам придется делать практически каждый день, остановив свой выбор в пользу той или иной. Возможно, эту профессию вы представляли себе совсем иначе, нежели она есть на самом деле. А возможно, что «хорошие деньги» покажутся вам далеко не соизмеримыми с тем трудом, который необходимо будет проделывать ежедневно. В то время как неденежная на первый взгляд профессия, будучи вам интересной и посильной, сможет принести реальный успех. Подумайте об этом и не ведитесь на «то, что блестит»! Не отступайте от намеченной цели, помните: все должно быть легко и интересно! И не бойтесь показаться неприземленным, поверьте – на землю вы спуститесь, как только приступите к пункту три. А именно: начнете ознакомление с тем, что нынче происходит на рынке труда и хотя бы попытаетесь ответить себе на вопрос «смогу ли я найти свободную вакансию через пять лет и ГДЕ ее буду искать?» Вот и всё! Главное – будьте готовы к тому, что где-то в чем-то придется себе уступить, а может, даже и идти к своей цели в обход. И все у вас получится!
Комментарии:

- На сегодняшний день у нас 360 вакансий: требуются водители, швеи, повара – это те вакансии, на которые мы можем найти специалистов. Но среди них есть и такие, как, например, врач (29 вакансий), инженер-механик (8 вакансий), инженер-строитель (7 вакансий). Людей с такими профессиями у нас – ноль! И взять их неоткуда. Что я хочу сказать? В первую очередь, я хочу сагитировать пацанов – идите и учитесь на инженеров-строителей! Потребность в них сумасшедшая! В некоторых институтах (особенно там, где проектные работы) по 75 лет люди работают – это старенькие кадры, которые завтра менять некому. Проектировать-то надо уметь и знать! Дело в том, «мастера на все руки» сегодня у нас не проходят, проходят специалисты, узкие, хорошие специалисты! Только надо, чтобы толковый был и умел работать. А если, извините, сегодня заканчивает институт экономист, который приходит к нам и не знает табличку умножения, то понятно, что он работы не найдет. Более того, у нас сегодня на учете стоит где-то 300 человек бухгалтеров и экономистов, 70 человек менеджеров. Есть у них шанс найти работу? Ну возьмем, к примеру, менеджера по управлению персоналом. Если он приходит к нам и неизвестно, в какой отрасли он работал и что он будет вести, то его никто не хочет брать. Другое дело, когда он закончил институт, когда он узкий технолог, допустим, химического волокна, отработал три года, у него есть задатки руководителя, он заканчивает еще менеджмент (как управлять персоналом) и становится начальником цеха. А у нас все наоборот – присылают менеджера по руководству персоналом, который не знает самого процесса. Так о чем можно говорить? Повторюсь – сегодня нужны узкие специалисты.

- Я бы разделил вопрос выбора будущего вуза и будущей профессии на две большие части. Есть гуманитарная часть – это классическое гуманитарное образование – филолог, историк, юрист, правовед, лингвист и так далее. И есть образование, которое ближе к прикладным профессиям. В первом случае дается больше фундаментальных знаний, во втором случае – прикладных. И это надо понимать. На основе чего и делать свой выбор. Ведь те люди, которые ориентируются на классическое университетское образование, должны понимать, что они – это в первую очередь преподаватели. Это люди, которые не находятся в экономических отношениях. Они будут полезны и востребованы в преподавании полученного багажа фундаментальных знаний, в социальной и культурной сфере. Но ошибка часто заключается в том, что люди получают фундаментальное классическое университетское образование, скажем, в Киевском государственном университете, а преподавать они никогда не думали, не мечтали, не хотели, и вообще – думали, что с этим образованием можно прийти на завод и работать экономистом. Нет! Чтобы работать в прикладной профессии, отрасли, нужно выбирать другой вуз, где вам дадут прикладные знания по конкретной специальности. Скажем, тот же юрист – выбор, куда пойти учиться, широк, но ответьте себе на вопрос: «Зачем? И где вы после этого собираетесь работать?» Если собираетесь стать правоведом, тогда вам в классический университет, если же хотите быть специалистов в хозяйственном праве, тогда нужно идти туда, где есть специализация «Хозяйственное право». И так далее. Каждому – свое! Нужно уже сейчас, отдавая документы в вуз, думать о том, где ты будешь в сентябре 2016 года – это что касается выбора учебного заведения.
А если говорить вообще о выборе, то есть целый ряд классических профессий, знаний, умений и образований, которые всегда будут востребованы – это медицина, юриспруденция и всегда нам нужны будут инженеры, а в ближайшем будущем нам очень будут нужны агрономы. На мой взгляд, аграрии-переработчики, все аграрные профессии (агроном, растениевод, животновод и всё, что с этим связано) – это то, что будет востребовано в будущем как ничто другое. То есть: если мы говорим о том, что Украина имеет серьезный аграрный потенциал в мире, если у нас есть обоснованные, аргументированные прогнозы и понимание, что мы сможем, с точки зрения агропромышленного потенциала, накормить сто-двести миллионов человек еще, то, конечно, все аграрные профессии будут востребованы. И это надо учитывать!
Десять частых ошибок при выборе профессии
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В жизни бывает много поворотов. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности, а то и вовсе кардинально сменить род деятельности.
2. Следование «всеобщему» мнению о престижности профессии. Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Лучше владеть в совершенстве «немодной» профессией и любить ее, чем просто иметь диплом «модной» специальности, которая не по душе.
3. Выбор профессии «за компанию» (под влиянием товарищей). Если Вася идет учиться на пожарного (а он – рискованный человек), вам эта профессия в дальнейшем может и не понравиться (вы ведь очень осторожный и рассудительный). Каждому – свое!
4. Перенос отношения к человеку-представителю той или иной профессии на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд.
Многие об этом не задумываются.
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Но имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов!
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии внедряется сложная и интересная техника, компьютеры внедряются во все сферы деятельности.
8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты.
9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков. Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить ваше состояние здоровья.
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
Екатерина Приступа, еженедельник «Семь дней» №14 (491)
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
Залишити коментар
інші новини
Ворог атакував «Шахедами» навчальний центр ЗСУ на Чернігівщині: є пора...
2025-06-24 13:49:46
Культура Ічнянщини: плани, здобутки, виклики
2025-06-24 13:33:19
Як новий водогін допоміг підприємствам Чернігова залишитися в строю
2025-06-24 12:43:35
Чернігівські випускники з числа пільгових категорій отримають матеріал...
2025-06-24 12:40:00
Галина Бондаренко зі Срібного розповіла, як започаткувала свій бьюті-б...
2025-06-24 12:13:07
У Чернігові чоловік на зупинці налякав людей стартовим пістолетом
2025-06-24 11:35:31
38-річна Інна Волкова з Борзни розшукує брата 49-річного Василя Тімофє...
2025-06-24 11:26:22
У Ніжині через бійку між чоловіками, один з них потрапив до лікарні
2025-06-24 11:11:34
На Чернігівщині внаслідок ДТП травмувалися діти
2025-06-24 11:01:17
На Чернігівщині попрощалися з двома захисниками
2025-06-24 10:53:10
кем быть? - Идите в армию!