Люки на дорогах станут безопасными


Те, кто ездит за рулем по городским улицам, знает, насколько опасными могут быть шахтные люки на дорогах. Где-то они провалены, и как капкан, поджидают автомобилиста. Где-то, наоборот, выступают над уровнем дороги и также небезопасны для машин. Ну, а бывает, что крышка люка просто выскакивает из основания после проезда большегрузного автомобиля. Избежать неприятностей на дорогах, связанных с шахтными люками, помогут новые технологии, которые 31 августа опробовали в КП «Черниговводоканал»
Обратить внимание на продукцию чешской компании KASI, руководство КП «Черниговводоканал» заставила сама жизнь. После проведения закупки чугунных канализационных люков в Украине, оказалось, что в партии больше брака, чем качественного товара. Разбирательства, возврат продукции – это все делается на предприятии. Но главной проблемы – ремонта колодцев это не решает.
Можно сказать, что замена люка на улице Героев Чернобыля была учебной для сотрудников КП «Черниговводоканал». Шеф-монтаж из ровненской области приехал проводить исполнительный директор фирмы «KASI-Украина» Сергей Марчук. В установке люка принимало участие сразу две бригады КП «Черниговводоканал». Вообще, подобная замена производится бригадой из трех человек, но в данном случае, сотрудники предприятия просто изучали новую технологию. Во время процесса замены присутствовали и директор КП «Черниговводоканал» Сергей Малявко, и его заместитель – Святослав Трохименко, и главный инженер предприятия – Юрий Федорченко. Все они хотели понять, что представляет собой новая технология и новые люки на практике и ознакомиться с нюансами установки.
– Сегодня мы присутствуем на замене первого канализационного люка в Чернигове, которая проводится по новым технологиям. Сейчас проводится установка люка С250, производства концерна KASI – крупнейшего в Европе производителя канализационного литья и железобетонных изделий для строительства инженерных сетей, – сообщил заместитель директора КП «Черниговводоканал» Святослав Трохименко. – Предприятие закупило небольшую партию – 50 люков, которые будут установлены на магистральных улицах города на колодцах водопроводных и канализационных сетей. В настоящее время определяются наиболее проблемные участки с «просевшими» люками, и их замена будет производиться по новой технологии. Закупка люков производилась за деньги предприятия, в рамках обслуживания сетей. Заменой люков занимается персонал предприятия, а сама закупка производилась по системе Prozorro. До этого мы покупали люки украинского производства, но, к сожалению, из партии в 50 штук, 30 было забраковано сразу, а еще по 19 сейчас пишем письма и разбираемся с поставщиком. Что касается стоимости, то эти люки несколько дороже: украинские мы покупали по 2800 грн, а чешский стоит 3200 грн. Но и вопрос качества имеет немаловажное значение.
Сколько стоят люки
По словам представителя фирмы «KASI-Украина» Сергея Марчука, устанавливаемый в Чернигове на улице Героев Чернобыля тип люка С250, который относится к разряду тяжелых люков и устанавливается на городских автомобильных дорогах с интенсивным движением, стоит 3200 грн. Но есть люки для зон зеленых насаждений, пешеходных зон (А15, нагрузка до 1,5 т), а также В125 – до 12,5 т, которые устанавливаются на автостоянках, парках, пешеходных зонах и тротуарах. Стоимость этих люков – дешевле. Более дорогие люки – для магистральных дорог, зон высоких нагрузок, аэродромов – выдерживают нагрузку до 90 т и, естественно, стоят дороже.
Но для установки люка нужны еще и материалы. Так, бетонные опорные кольца, которые подкладывают под люк тоже стоят денег. Например, кольцо толщиной 6 см обходится в 270 грн. Кроме того, довольно дорого стоит монтажный раствор IZOLSAN HF. Всего лишь 25-киллограмовый мешок сухой смеси обходится в 1050 грн. Только при монтаже одного люка такой смеси ушло два мешка!
В чем преимущества
Конечно, у журналистов сразу же возник вопрос: а стоит ли овчинка выделки? Не будут ли эти люки «золотыми»? О преимуществах данного типа люков и применяемой технологии присутствующим рассказал исполнительный директор фирмы «KASI-Украина» Сергей Марчук.
1. Быстрота монтажа. По словам представителя компании-поставщика, главная «фишка» технологии заключается в том, что уже через 30 минут после проведения монтажа можно открывать движение на дороге. И при этом люк не будет «проседать» при длительной эксплуатации. На сегодняшний день люки в Чернигове установлены по старой технологии, которая не рассчитана на современные нагрузки – люк устанавливался на кирпичную кладку, которая под воздействием влаги, солей и постоянных нагрузок разрушалась уже в течение 1-2 лет. Дальше начиналось проседание люка и на проезжей части образовывалась яма. Для ее ремонта необходимо было перекрывать движение, выкладывать кирпичную кладку и устанавливать люк.
2. Защита плиты перекрытия от разрушения. По предложенной технологии люк будет установлен не на кирпичную кладку или плиту перекрытия, а на опорное кольцо. Основное назначение опорного кольца – перераспределение удельной нагрузки с целью защиты опорной плиты перекрытия от разрушения. За счет конструкции опорного кольца удельная нагрузка на плиту перекрытия уменьшается не менее чем в 10 раз, что и предохраняет ее от разрушения.
3. Надежность конструкции. Кроме того, при заливке конструкции применяется высококачественный монтажный раствор IZOLSAN HF, быстро обеспечивающий высокий уровень прочности. Схватывание раствора происходит за 5-7 минут, а через 30 минут по нему может идти техника: после монтажа образуется монолитное основание под люком, способное выдерживать нагрузку в 220 тонн!
4. Безопасность движения. Данная технология позволяет установить люк вровень с полотном проезжей части. При этом ни вода, ни соль, ни транспорт не смогут повлиять на положение люка на дороге, что обеспечит дополнительную безопасность передвижения.
5. Легкость в обслуживании. Кроме этого, технология, которую переняли у европейцев, позволяет быстро демонтировать люк в случае необходимости. Например, если при ремонте полотна дороги возникнет необходимость приподнять люк, то это легко сделать, расчистив заливку вокруг люка и установив под него опорное кольцо необходимой высоты.
6. Прочность. Безопасность. Защита от хищения. Крышка люка изготовлена из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом ВЧШГ500-7, который в 2,5 раза прочнее обычного серого чугуна СЧ20, при использовании которого практически невозможно установить в конструкцию, например, шарнирное соединение крышки и корпуса, так как из-за высокой хрупкости самого материала такое шарнирное соединение очень быстро может быть разрушено даже при малейшем механическом воздействии (например, ударе кувалдой «охотниками за металлом»). В конструкции предложенного люка в качестве надежной антивандальной защиты предусмотрено шарнирное соединение крышки и корпуса. При открытии крышка люка не снимается! Крышка люка открывается на 120 градусов для инспекции колодца. При открытии на 90 градусов – предусмотрена автоматическая блокировка крышки или решетки в вертикальном положении. Блокировка крышки или решетки в вертикальном положении – важнейшая функция защиты от самопроизвольного закрытия с целью обеспечения безопасности труда. Также шарнирное соединение, и запорный механизм не позволят люку «прыгать» под колесами проходящего авто.
7. Возможность дополнительной защиты. С целью защиты от несанкционированного доступа в колодец в конструкциях люков предусмотрена возможность установки дополнительного запорного устройства из нержавеющей стали. По желанию заказчика такое дополнительное запорное устройство также может быть изготовлено индивидуально под нестандартный ключ. Стоимость замка – в пределах 100 грн.
8. Большой запас прочности. Согласно европейского стандарта EN124 все люки должны иметь запас прочности выше нормативного не менее чем на 20%. Инженеры компании KASI при разработке люков для Украины, касательно запаса прочности руководствовались именно техническими требованиями европейского стандарта EN124. Именно поэтому все люки имеют запас прочности на 20-30% выше технических требований государственного стандарта ГОСТ3634-99 (ДСТУ Б В.2.5–26:2005).
Как у других?
Конечно, все преимущества нового люка и европейской технологии нужно проверять временем. Но, предложенная Чернигову новинка не является чем-то новым на рынке Украины. Чешские люки по новым технологиям устанавливают Киев, Харьков, Черкассы, Черновцы, Винница и другие города. Интересный момент: во многих городах крышки люков заказали с местной символикой – гербами городов или наименованием предприятий, обслуживающих колодцы. Такое «удовольствие» стоит 50 000 грн – разовый платеж за изготовление пресс-формы. Почему бы и Чернигову тоже не отлить герб города в чугуне?
Что говорят в «Черниговводоканале»
Поскольку первая установка люка была «учебно-тренировочной» процесс занял больше времени, чем обычно. Но, в «Водоканале» высоко оценили полученный опыт. И конечно же, сразу начали думать над автоматизацией и удешевлением процесса. Так, например, по словам директора предприятия Сергея Малявко уже в следующем году следует подумать над покупкой специального фрезера – навесного оборудования, позволяющего за считанные минуты подготавливать место для установки люка – пока процесс идет при помощи отбойного молотка, что, собственно, тяжело, долго и дорого.
Кроме того, подумывают и над заменой недешевой европейской сухой смеси IZOLSAN на нашу, украинскую. Сергей Малявко говорит о том, что уже поступило соответствующее предложение от производителя из Шестки. На предприятии планируют до зимы сделать несколько люков на украинской смеси и в следующем году оценить результаты.
Конечно, у журналистов возник резонный вопрос: насколько велико количество люков в городе, чтобы вкладывать деньги в автоматизацию процесса. По заявлению главного инженера КП «Черниговводоканал» Юрия Федорченко, только на балансе предприятия находится более 40 000 канализационных колодцев и это без учета колодцев на предприятиях и в частном секторе, за которые отвечает собственник. Кроме того, в городе немало колодцев у тепловиков, связистов и других служб. В общей сложности по Чернигову установлено до 100 000 люков, которые требуют постоянного ремонта, поскольку выполнены по старым технологиям. Так что, в случае покупки, техника простаивать не будет.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
в общем, если старый люк положить нормально, а не чережж..у то можно обойтись и без всякой дорогостоящей туфты.
Можно и старый переложить, если он - нормальный. С применением новой технологии установки
Пусть делают хоть что-то, а то эти проваленные люки на улице Шахтерской (именно так называют водители Боевую) уже зае....ли.
+100500
все равно не пойму, почему нельзя "утопленный" люк поднять, залить под ним "хайтэк"-подушку из цемента и водрузить его же назад ровно ? или нужно обязательно проср%ть 50000 бюджетных грн на кошерный герб?
Замене подлежат далеко не все люки. Здесь вопрос нужно разделить на три составляющих: 1. Замена люков, которые имеют существенный износ, не обеспечивают надежного прилегания к основанию,имеют дефекты ( трещины, сколы и т.д), украденные крышки люков. Когда стоит вопрос, на какой люк менять тот, который уже нельзя эксплуатировать по техническим причинам, то учитывая отсутствие качественных люков отечественного производства, выбор за европейскими люками. 2. Вопрос технологии установки люка. Можно по-старинке использовать кирпич и перекладывать люк каждые год-два. Но, стоимость самих работ довольно большая. А можно использовать новую технологию с опорными кольцами (в т. ч. и для переустановки старых люков), что увеличит срок эксплуатации люка. 3. Что использовать:монтажную смесь или цемент? Между этими двумя материалами есть разница в цене. Но, нужно оценить ещё и время, за которое материалы приобретают рабочие свойства, агдезию к бетону и металлу, морозоустойчивость, устойчивость к нагрузкам и ряд других факторов. И здесь цемнет явно проигрывает по всем параметрам, кроме цены. Но, мы не учли другой фактор: во сколько обойдётся исправление брака уже через год? Работа двух бригад (по замене и асфальтированию) в разы дороже стоимости монтажной смеси. Надёжность и качество стоят денег. Но, мы хотим Европу в Украине, работая по старым технологиям и на старых материалах. Конечно, если просевшие люки не беспокоят, можно все оставить, как есть.
странно, 100 000 люков, ( 3200 за люк, + кольцо 270, = 3470) х 100 000 = 347 000 000 денег можно освоить, надо лить форму срочно и ехать на поклон...... жалко смеси неумеем по 1050 грн за 25 кг делать, хотя цементная смесь от Кавальской по 70 грн за мешок думаю прокатит,- хто там в земле увидит....
А мне понравилась больше новая технология укладки асфальта водоканалом после ливня. Как они здорово бросали остывший асфальт в лужу!!! Хотелось прикопать их в тех же ямах.
А где и когда это было?
перекресток Глебова-Гайдара. пару месяцев назад