АССА. 30 лет фильму. Сколько ж тогда нам?

Tomorrow never knows
2017-02-23 19:05:45
Переглядів: 4941
Нравится   Рейтинг поста: + 9
       

        Для  кого-то и Охлобыстин - актёр.
        Для  кого-то и Жадан - писатель.
        Для кого-то "АССА" - фильм непонятно о чем, а  для кого он  "культовый" + другие пафосные определения.  Каждому  своё.  Но совершенно точно, что этот фильм, с  непонятным жанром  (детектив? контркультура?  тогда  никому  еще  неизвестный  арт-хаус или  БГ знает что?),  порой  невнятными диалогами с  пояснениями в  титрах  стал знаковым в  определённую эпоху.

        Нет никакого смысла  описывать "АССу" сейчас. Теперешнее поколение  вообще не поймет, к  чему  снято такое. И не надо.
        Но фильму  30 лет.  Тому, кто сейчас читает этот пост  и "врубается", было тогда  15-25.


       
Поэтому  лишь цитаты, фото и немного кому-то, вероятно, неизвестных фактов.

"— Ты знаешь что это?
— Труба это... не знаю.
— Это Communication Tube. Ты ухом в один конец, я ртом в другой."





"Главное не стёкла. Главное — ощущать себя зрячим человеком."
Бананан -  в  наши дни:





и в фильме  (Ялта).  Песню вы  знаете....



Замечательная  Друбич, актерскую игру  которой  пинал каждый  , кто мог. 
При том что Татьяна уже  давно снималась у Сергея  Соловьёва  (с которой  он начал встречаться, несмотря  на  разницу в  возрасте в  16  лет тогда, когда  самой  Татьяне было 15.  Чуть позже  они поженились. Это и было одной  из причин "критики" актрисы, мол она - протеже как  любовница)), и снималась весьма  весьма  талантливо:




Вот она  еще  в  до-АССОвскую эпоху, "100 дней  после  детства", кто не смотрел - посмотрите. Замечательный  фильм.



Её "папик" Крымов.  Он же   - С.Говорухин, по сути, случайно оказавшийся в фильме.



— Ты что, майор?
— Майор.
— Почему?
— Нипочему. Обыкновенное воинское звание.
— Почему не лейтенант?
— Товарищ! Мне трудно отвечать на вопросы. Меня мутит. Я уже полпарохода заблевал.
— Идём. Ты бы ещё генералиссимусом вырядился, урод. Иди ищи свою камеру.
— Типун вам на язык! Какая камера? Мы должны быть добрее друг к другу, товарищ.

Первая  роль Баширова.  Кстати, вышеприведеный  диалог - чистой  воды  импровизация.




Сам Соловьев  представлял трилогию .   "АССА" - "Черная роза..." - "Дом под звездным небом".  но фильмы  эти, по сути, не связаны. Лишь общим Соловьевским стилем тех лет.  Фантасмагория. Стеб. И хорошая  музыка.  И еще  непонятно что, но тоже  хорошее)



Конечно, музыка в "АССЕ" это, в  основном БГ.
Ибо:

"— Только такой необразованный мурзик, как вы, может не знать Гребенщикова.
— Гребенщикова? А кто это?
— Это бог, от него сияние исходит."

В те  годы  он был такой  (в "АССе" он не появляется  как  персонаж):



И, конечно "Мы ждем перемен".   Знаю людей, которые ходили на фильм только ради этой  песни:




Дождались ли мы  перемен?
ХЗ.
А вот "АССА  -2" дождались.  Конечно, его полагалось критиковать по умолчанию.  Но мне вторая  часть очень понравилась. Чистый  Соловьёв.  Смотреть надо без снобизма  и понимать, что это стёб и любой  фильм продолжает жить...

"— Если ты нормальный, то ты живёшь какой-то неестественной жизнью.
— А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа – дом, работа – могила. Я живу в заповедном мире своих снов. А жизнь – что жизнь... Практически, жизнь – это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.
— И что там видно?
— Да так, ни фига, муть всякая..."
(Бананан)

Переслушайте саундтрек  на виниле  или в  инете.  Помните  эту  пластинку?



  А кто хочет послушать некоторые из песен к  фильму  вживую - приходите встречать весну  1-го марта, в  среду, в  19.37  в  "Papa's hostel", где  традиционно состоится  семинар по бюджетным путешествиям. Тема: "Голландия - не только Амстердам и мельницы. Список  кофешопов, куда  ни в коем случае нельзя  заходить. Возмутительная  легализация  ромашек".

Ну, и "Город золотой"   с "Мочалкиным блюзом" прилагаются)).




       
коментарі (12)
kyshan2017-02-23 19:36:36 ответить

раз в год обязательно пересматриваю, крайний раз месяца два назад.
есть в этом фильме, что-то тягуче-притягательное, пусть не веселящее , но какое-то такое , к которому иногда тянет. Как к портвейну, пусть и не мАССАндровскому, но такому же сладко-хмельному в промозглый и сырой день.
30 лет- даже сташно подумать, что так много.

Tolstoy2017-02-23 22:18:25 ответить

  А мне кажется, что это как раз тот самый фильм, который будет нравиться любой аудитории в любое время, именно потому что он вне времени и для всех. А вот еще классный фильм от Соловьева, уже без Друбич, но с сыном в главной роли - "Нежный возраст". Стоящее кино.

  Спасибо, что вспомнили!

suhomlin2017-02-23 23:14:44 ответить

да... фильм-легенда, фильм-икона...

разобранный на цитаты и аккорды
комьюникейшн-тьюб, да... ))
(пошёл за портвейном)

torus2017-02-25 08:54:44 ответить

Не понимал и до сих пор не понимаю я этот фильм.

Воспринимаю его не более, как легкий треш, как некий протест,  как побеги субкультуры выросшие из зарегулированности во всех сферах жизни совка.
Единсвтенный плюс это БГ и Кино. 
О каких цитатах идет речь?
Какие цитаты из этого фильма живут в наши дни? О чем идет речь? Вы просто ностальгируете о молодости.

Пусть я прослыву моралистом, но знаете, господа,  я не хочу говорить про банальность, я не хочу говорить про пошлость, но это где-то совсем рядом.

Если уж говорить про что-то действительно шедевральное из тех времен, то я бы отметил только пару фильмов, при этом  Асса даже не попала бы в мою топ-десятку.
Лучшие по моей шкале это  захаровский "Убить дракона" (вот где фильм буквально разобран на цитаты, которые вне времени и которые актуальны  до сих пор) и хотиненковский "зеркало для героя" (вот где сила.... я до сих пор его иногда пересматриваю и нахожу все новые и новые грани, которые ускользали при   предыдущих просмотрах.) 
Кстати, в те годы молодь валила на "зеркало ..." поскольку там мелькал "наутилус". Но при всем уважении у Бутусову, ценность фильма совсем не в том, что там был Нау.

Beatlesforeverответить

Что Вы))?
Я нигде  не писал об этом фильме  как  о "шедевре".
Более того - я  вообще  не дал ему  никакой  оценки, кроме  как  "знаковый" для  той  эпохи (а уж с этим не поспоришь).
"АССА" вне оценок для  многих. Это именно ностальгия, никто не спорит.
И на Вас он не произвел впечатления  именно потому, что его надо было смотреть ТОГДА, в ТОМ возрасте.

Это как  Пелевин - калька  конкретной  эпохи и конкретного поколения.  Сейчас - мимо.

А вот "Убить дракона" мне кажется  неудачным - в плане постановки.
И чётко помню, как на "Зеркало героя" ходил дважды, в Че  и в  Харькове. И дважды  был пустой  зал. А на "АССЕ" - аншлаг.
Что, конечно, ничуть не умаляет достоинства  "Зеркала...".  Достойный  фильм. Его, кстати, в  кинотеатрах обрезали. В полной  версии лишь лет 5 назад впервые увидел.

torusответить

Я отвечал не вам, а трем первым комментаторам,  для которых этот фильм  почти икона.

А фильм таки да, согласен, "знаковый", хоть и не примечательный по моей оценке в художетсвенном плане.
В ряд "знаковых" можно поставить Интердевочку (показана проституция), Маленькая Вера (показан секс), Меня зовут Арлекина (показано изнасилование). В этих "знаковых " новаторских фильмах ломались старые шаблоны и это было их главным достоинством, а в действительности это фильмы однодневки, которые посмотрел и забыл. Для меня Асса из этого серого ряда выделяется  только саунд-треком, который действительно шикарен. Но по сути это всего лишь сбоку бантик, который   можно конечно попробовать натянуть как сову на глобус, но лично для меня это не изменит ценности фильма.

А что касается дракона, то постановка действительно примитивная. Но художественную вещь, я бы даже сказал высокохудожественную вещь минимализмом не испортишь, если зришь в корень и понимаешь, что хотел сказать автор.

В плане постановки и Кин-дза-дза тоже не блещет со своими летательными мельницами и рубищами, вместо костюмов, но согласитесь, это кино на два порядка выше обсуждаемой Ассы. Кино, если его относят к хорошему кино, должно оставлять послевкусие, которое заставляет задуматься и посмотреть на мир и на себя другими глазами. Кин-дза-дза заставляет, Дракон заставляет, Зеркало заставляет (там вообще тургеневский вопрос "отцы и дети" показан настолько ярко и сочно, что фильм меня долго не отпускал), а вот Асса как-то мимо кассы, не трогает, как и многие "знаковые", но по сути пустые.
Заранее прошу прощения у фанатов это фильма.

И еще.
Я его смотрел именно тогда, поскольку я из поколения 80-х.

Beatlesforeverответить

Стало быть, этот фильм Вашего поколения, но не "Ваш".
Каждому  своё кино.
Я бы вообще  не стал сравнивать что-то в  искусстве.  Всё  слишком субъективно.
Достаточно на  уровне "нравится-не нравится"  и "делает ли это меня  лучше".

torus2017-02-25 09:26:45 ответить

Вот лишь пара критических отзывов, с которыми я в чем-то солидарен, в чем-то нет:

1. Фильм "Асса" в свое время наделал много шума не только в около киношных кругах, но и среди простых обывателей. Его не обсуждал, пожалуй, только ленивый. И как всегда в таких случаях бывает, мнения разделились на «ЗА» и «ПРОТИВ».

Помню, как этим фильмом восторгались, прежде всего, те, кто увлекался роком. Увидеть и услышать на экране своих кумиров, было чем-то невероятным. Этот фильм называли откровением, а поклонники Виктора Цоя, просто были счастливы.

Я этот фильм посмотрела значительно позже, чем он вышел на экраны, и признаюсь так и не поняла, чем был вызван фурор вокруг его показа. Ни сюжет, ни режиссерская работа, ни тем более качество фильма нельзя назвать какими-то знаковыми.

Я не являюсь не поклонницей рока, ни тем более Виктора Цоя, поэтому в этой части филь впечатление на меня тоже не произвел. 

Все почему-то восхищались в этом фильме ролью Татьяны Друбич, но и в ней я не увидела чего-то особенного. 

На мой взгляд «Асса» это типичный фильм времен перестройки, когда приукрашивать действительность советской жизни перестали, и режиссеры повально стали показывать негатив, в котором жили советские люди.

По моему личному мнению фильм не тянет больше чем на три звезды. Что же касается рекомендаций, то для просмотра я его рекомендую, но только для того, что бы каждый смог сложить свое личное мнение о фильме и высказать его при желании.
Подробнее на Отзовик:
http://otzovik.com/review_2931242.html


torus2017-02-25 09:27:13 ответить

2. Честно фильм совершенно не понравился, считаю, что в нем одни сплошные минусы и кино ляпы. Но все недостатки этого фильма в одночасье перекрываются тем, что в конце фильма появляется сам Виктор Цой в роли самого себя и со своим хитом на все времена "Перемен".
После концовки из нудного неинтересного фильма, лично для меня фильм становится чуть ли не одним из лучших. Первый раз такое в моей практике, что за 15 минут в конце фильма - можно создать ему такую популярность.
Для Виктора Цоя - как он сам говорил, это фильм не является его актерской работой - он просто сыграл самого себя.
Кроме Виктора Цоя этот фильм может заинтересовать людей, то, что там снимается совершенно молодой Александр Домогаров - я если честно его сразу и не узнал.
Винить режиссера А. Соловьева в не интересности фильма думаю будет излишним - с таким бюджетом картины которую ей выделили любой другой снял бы только наверное рекламу. Считаю, что Соловьев правильно сделал ставку позвав в кинокартину В. Цоя и еще нескольких других тогда достаточно известных музыкантов - вытянули картину благодаря только этим людям.
Еще могу выделить красивый момент когда звучит песня Гребенщикова "Город Золотой" и в это время снимаются красивые панорамы города.
В общем кто хочет освежить в памяти эпоху перемен этот фильм для вас, советую посмотреть молодежи, может хоть какие то идеалы появятся...

Подробнее на Отзовик:
http://otzovik.com/review_980889.html

torus2017-02-25 09:47:21 ответить

И таки да, время летит очень бытсро. Здесь полностью солидарен с топикстартером.

Казалось вот только вчера сидел за школьной партой и носил пионерский галстук, выпускной, институт, общага и "золотая вольница" студенческой поры , любовь, дискотеки 80-х (настолько свежи   воспоминания молодости), а прикидываешь сколько лет прошло и оторопь  берет ...., планы  все возрастают, а времени все меньше и меньше.

Nick19732017-02-25 14:41:50 ответить

Ничего не написал бы. Но недавно невольно поймал себя на мысли, которой лет десять назад испугался бы. Цой скучен, нуден и надоел. Когда его пытатюся напеть, включить на мобилке или поставить в автомате оставшиеся в живых друзья, стараюсь незаметно отойти, чтобы не слышать.  Это действительно какой-то "эффект 30 лет".
Куда уж тут вспоминать про "Ассу", которая и тогда заинтересовала разве что "бедным, бедным Павлом" да все тем же Цоем? Коньюктурный сиюминутный сюжет, помноженный на личное невосприятие Друбич-актрисы и Говорухина-актера и человека. Заставь себя пересмотреть этот фильм сейчас, я бы наверное подумал: "Боже, какую дрянь я смотрел по молодости"!
Но автору респект вне зависимости от абсолютного несовпадения мнений. Прочитал пост и вспомнил фильмы возрастом в тридцатник, которые пересмотрю в свободное время.

PentaX2017-02-26 14:03:43 ответить

https://www.youtube.com/watch?v=-OxUr1Jwgr8

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші записи автора
Зі щоденника батьків. 70-і роки. 2024-05-29 13:12:24 Типова поїздка вихідного дня (Тростянець - Качанівка). 2023-08-17 14:27:41 Карпати або Перша поїздка майже за кордон (цебто, за межі м. Чернігів) з початку війни. 2023-06-29 15:36:53 Старый Таллинн. 2022-02-16 21:48:52 Сицилия благословенная 2022-01-21 19:34:23 Каппадоккия. 2021-08-18 17:06:44 "Как, вы не хоронили летом в Одессе?" (М. Жванецкий). 2021-07-25 18:09:15 Любеч (Черниговщина нетуристическая) 2021-07-04 12:53:55 Мезин - Деснянское - Радичев (Черниговщина нетуристическая - 2) 2021-05-02 17:09:51 В Молдове - пить! 2019-12-22 20:14:29