Почему скульптура Симаргла стала яблоком раздора
2010-03-31 11:02:09



Почему скульптура Симаргла стала яблоком раздора
История «явления Симаргла народу» начиналась довольно тихо и мирно. Общественная организация «Громадська Думка» объявила конкурс на лучший символ для нашего города — чтобы потом преподнести в подарок городу его скульптуру. После рассмотрения предоставленных работ и идей выбрали все-таки Симаргла. О результатах смс-голосования сообщали торжественно: «Симаргл победил ведьму и разбойника! Из десяти идей-претендентов черниговцы выбрали символом города Симаргла. Таинственного Зверя-Защитника жители города и туристы смогут лицезреть в Самом Лучшем Городе в Мире уже весной».
Если не считать некоторых спорных моментов (конкурс выиграл иногородний участник, хотя местные художники и архитекторы также предлагали свои идеи), продвижение Симаргла как символа города можно было считать довольно мирным и даже успешным.
Успех заключался и в том, что организаторам конкурса удалось добиться того, что вопрос об установке скульптуры готовы были обсудить депутаты на очередной сессии городского совета. И в принципе дело можно было считать вполне решенным, поскольку на тот момент фигура сказочного существа ни у кого особо негативных эмоций не вызывала. Но…
Произошло довольно редкое, но оттого еще более значимое событие. В вопрос о Симаргле и его дальнейшей судьбе в нашем городе вмешалась церковь. Представители УПЦ выступили против установки скульптуры в исторической части города. Мотивация такова: Симаргл — языческий бог и не гоже ему среди православных храмов красоваться.
«Сущности этого памятника мы не знаем»
Архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий:
— Мне сейчас очень обидно за Чернигов, город старинный и сугубо православный. Взгляните на Спасо-Преображенский собор XI столетия — какая краса была создана при той цивилизации, сейчас, пожалуй, такого сделать не смогут... Здесь фактически начиналось православие. И вместо того, чтобы идти по пути развития этой культуры и духовности, мы отбрасываем народ на тысячу лет назад, обращаемся к идолам, которые стояли до крещения Руси. Кому-то это выгодно делать.
— Может быть, это делается по незнанию, невежеству?
— Если по невежеству — давайте я почитаю вам Библию. «Не делайте себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображений какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли…»
Вспомним вторую заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
— Но ведь другие памятники в городе стоят. Это разве грех?
— Мы не знаем сущности этого памятника. Вспомните памятники Ленину, вспомните очереди к мавзолею… Павел Флоренский пишет: дитя или человек все, что видит, впитывает в себя, а потом проецирует через себя. Раньше богатую беременную женщину обставляли красивыми картинами, чтоб она впитывала в душу красоту, и зачавшийся ребенок тоже впитывал доброту. А сейчас дитя придет к этому зверю и возьмет его в свое сердце, а потом мы будем удивляться — откуда изверги рождаются!
Идет проклятие на народ, мы не берем благословение Божие, а берем проклятие. Как вы не понимаете, это страшное дело будет?! Не делайте этого!
— А если это будет другое изображение?
— Мы должны не отбрасывать народ на тысячелетие назад, а вести вперед, к благородству. Я вообще-то против памятников. Красивая архитектура облагораживает человека, это другое дело. Но если памятник ставят для того, чтоб поклоняться, — это грех.
— Даже если это будет памятник святому?
— Памятник для святого — это храм, куда человек может прийти и помолиться, чтобы облагородиться, побыть наедине с самим собой и в общении со святыми.
Я хотел бы, чтобы каждый задумался о том, что Слово Божие — это истина. Иисус Христос сказал: «Если кто убавит из Святого Писания или прибавит к нему — будет отвечать за это».
Ко мне приходила руководитель «Громадськой Думки» Анна Романова, сказала, что они будут ставить памятник, что уже изготовили его. Что ей делать? Но почему не приходили и не брали совета раньше? Сейчас народ против, мне каждый день звонят, ко мне приходят с этим, пишут. Я должен ответить народу.
Откуда Симарглы?
Сторонники установки памятного знака Симарглу ищут его православные корни на капителях Борисоглебского собора. Заведующий кафедрой истории и археологии Украины Института истории, этнологии и правоведения им. А. Лазаревского Черниговского национального педагогического университета им. Т. Шевченко Владимир Коваленко познакомил нас с тезисами концепции существования Симаргла академика Бориса Рыбакова, крупнейшего знатока славянства. Эти исследования ставят под сомнение не только христианскую сущность “Черниговского зверя”, но и историческое подтверждение существующего мифа.
Говорит Владимир Коваленко:
— Борисоглебский собор, имеющий богатейшую историю, был основан в 20-х годах XI столетия на территории княжеского двора князем Давидом Преподобным, сыном основателя черниговской династии Святослава. В разные эпохи он пережил перестройки и реставрационные работы.
В годы Великой Отечественной войны прямо в центр собора попала бомба. Древнерусская кладка выдержала взрыв, а все пристройки последующих времен осыпались. После этого архитекторы-реставраторы Марионила Говденко и Николай Холостенко приступили к реконструкции собора — но без звонницы, которая была пристроена в XVII столетии и без галерей, в которых хоронили князей. Вот во время этих работ в нескольких местах, под входом в Борисоглебский собор, на территории Успенской церкви Елецкого монастыря, в Ильинской церкви, и были найдены остатки этих капителей. Капители — это выдолбленные из песчаника фрагменты с рисунком, которые венчают полуколонны, разделяющие стены собора сверху вниз. На сегодняшний день Борисоглебский собор украшают копии из оргматериалов, а оригиналы находятся в его экспозиции.
На капителях видны контуры зверей и птиц. Еще сюжет, типично скандинавский — два волка пробуют перекусить плетенку. Но почему скандинавские волки появились на православном соборе? В германо-скандинавской мифологии был такой верховный бог Один — бог войны, который собирал воинство для последней битвы перед страшным судом, когда из-под земли должен выйти страшный змей. У Одина было несколько волшебных вещей: восьминогий конь, которого никто не мог догнать; волшебное копье, которое всегда возвращалось к Одину; два ворона, Хугель и Мугель, которые с утра вылетали, а вечером садились на плечи Одину и сообщали ему все новости, и еще два волка, охраняющие его с обеих сторон и пожирающие воинов, убитых на поле боя. Не эти ли волки изображены на капителях? На другом фрагменте — птица с мощным клювом, похожая на ворона, который сидел на плече Одина.
Но откуда этот мотив двойного плетения, относящийся к так называемой скандинавской традиции? Дело в том, что Владимир Мономах до того, как стать черниговским князем, женился на Гите Гарольдовне, дочери последнего короля англосаксонской Британии. Она была по матери племянницей датского короля, воспитывалась при дворе датского короля, тоже скандинава, и возможно, когда прибыла на Русь, то в ее свите были и свои ювелиры, и камнетесы, ставшие авторами этих изображений, возможно, они и увековечили скандинавские традиции в православном соборе.
Кроме того, хочу напомнить, что вся династия Рюриковичей была скандинавского происхождения. Да, к концу Х столетия династия ославянилась. Уже Святослав, имея отца Ингвара, а мать Хельгу, получил славянское имя, но династические связи держались еще долго.
Поэтому когда я слышу о добром боге Симаргле, который может стать оберегом Чернигова, то удивляюсь: почему этот зверь считается добрым? Посмотрите, какая у него пасть, как он пробует сожрать собственный хвост, он покрыт крупной чешуей и более всего похож на дракона. Не тот ли это дракон, который по скандинавской традиции должен поглотить мир в день страшного суда? Потому, наверное, эти капители сбросили со своих мест при очередной реконструкции собора, а позже, уже после Великой Отечественной войны, их нашли и поставили опять наши современники.
Но если это Симаргл, то откуда он взялся? В славянских соборах скульптурных изображений вообще не было, но подобные драконы были в католических соборах (а Гита прибыла из католической Дании).
И почему Симаргл оказался в окружении волков и воронов Одина? Когда князь Владимир захватил Киев, его предшественник, старший брат Ярополк, успел уничтожить языческое капище. Первое, что сделал Владимир, когда пришел в Киев, — капище обновил. В «Повести временных лет» упоминается один из языческих богов Симаргл. Единый пантеон языческих богов создан Владимиром для объединения всех богов его разноплеменной дружины, насчитывающей двадцать славянских и более двадцати неславянских народов. Слово «Симаргл» по этимологии индо-иранского происхождения, похоже, этот бог как раз той части его тюркоязычной конницы.
О том, как выглядел Симаргл, нет достоверных данных. Существующие версии о Симаргле не опираются на исторические реалии, функции этого бога и значение самого слова «Симаргл» до сих пор достоверно не выяснены.
То, как изобразил Симаргла киевский скульптор, красиво, но к Симарглу с черниговских капителей не имеет никакого отношения. Это, извините, детские качели, на которых очень удобно кататься детям, если расположить их на детской площадке, в горсаду, на пляже. Я не против того, чтоб ее поставили там, но давайте не будет обманывать друг друга — даже если признать известное изображение Симарглом, то сделанная скульптура совсем на него не похожа. Она, несомненно, будет иметь успех у туристов, возле неё будут фотографироваться и дети, и взрослые — потому пусть себе ставят. Но не в исторической части города, и уж никак не называют его символом!
А вообще — зачем придумывать нереальные персонажи для увековечивания, когда у нас много достойных реальных сюжетов? У Чернигова был свой покровитель, святой князь Михаил Черниговский, погибший за православную веру, но вот уже много лет никак не получается поставить ему памятник. Если хочется сказки — возьмите Илью Муромца из Черниговской земли, к его седлу можно прикрепить Соловья-разбойника, пусть свистит страшным свистом (за отдельную плату).
Копии капителей при реставрации собора налепили на него без всякого совета с церковью. Такая эпоха была — 1949 год. А сегодня церковь спросили: может ли быть языческий бог Симаргл символом православного города?
К таким вещам нужно относиться ответственно. Я уже не говорю о том, что в Чернигове есть специалисты по этой тематике, и прежде чем объявлять конкурс, неплохо было бы спросить и их мнение. Но нельзя устанавливать на въезде в Чернигов это страхолюдие и называть его оберегом города.
Депутаты поддались
Уверения в том, что задумка была самая благая, не спасли языческого бога от немилости, в нашем случае, депутатов городского совета. Еще в январе они были готовы установить Симаргла неподалеку от Екатерининской церкви и признать символом города. А на февральской сессии внезапно передумали. В размещении скульптуры Симаргла в исторической части города, фактически при въезде в Чернигов, общественникам решено было отказать. На мнение депутатов повлияло распространенное в сессионном зале обращение, в котором говорилось, что церковь «обеспокоена решением… о возведении в городе Чернигове, в древней Православной Святыне, на территории Борисоглебского монастыря на Валу, памятника языческому идолу Симарглу».
«Самое главное — хранение ума»
Протоиерей Петр Казновецкий, настоятель храма-центра Всех Святых Черниговских, показывая языческую природу Симаргла, привел фразу из «Повести временных лет» о деяниях последнего языческого князя Руси Владимира: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Макошь, и приносили им люди жертвы, называя богами, и приводили сынов своих, и жертвовали их этим бесам, и оскверняли землю требами своими».
— Отец Петр, в жизни украинского народа прочно прижились языческие традиции. Как быть с этим?
— Языческие традиции православие старается преобразить, придать им истинное наполнение. В то же время появление в городе скульптурного изображения Симаргла — это вовсе не традиции, это — антихристианское направление.
Все события вокруг мы, христиане, должны принимать через призму Святого Писания, для нас самым большим авторитетом является голос самого Бога, зафиксированный на страницах Библии, а не человеческая мысль, как правило, несовершенная и ошибочная. Вся история христианства показывает: когда люди предавали истинного Бога, всегда постигали их беды, они или попадали в плен, или страдали от стихийных бедствий.
— Да, но в Чернигове уже установлено очень много памятников, самых разных…
— Что же, это позволяет нам дальше их ставить? Нам следует опомниться и остановиться, чтобы не привести на землю еще большие беды. В еще одном названии Симаргла — Черниговский зверь — заложен предостерегающий смысл. В книге Апокалипсис таким именем (зверем) именуется Сатана. Здесь этот зверь — гибрид из частей разных животных. Такое неприемлемое, противоестественное изображение отрицательно влияет на человека с точки зрения психологии, искажает правильное восприятие мира, откладывается в подсознании. А какие последствия это будет иметь — непонятно.
Я не против памятников как таковых, но нужно искать более благородные изображения, того же орла, льва. Возле памятников уважаемым людям не совершались ритуалы, а возле Симаргла приносили в языческие времена человеческие жертвы. Эти разные памятные знаки несут разные смысловые нагрузки.
Многие страшные вещи начинались с безобидных изображений, символов и эмблем. Фашистская символика прибавилась лозунгами, потом переросла в преступления против человечества. Древние майя и ацтеки, увеличивая число приносимых человеческих жертв, истребили сами себя.
Знаете, в православной аскетике самая главная заповедь — хранение ума, потому что самые чудовищные преступления начинались из ничтожного помысла. Вспомните, как в романе Достоевского «Преступление и наказание» мысль, разрастаясь, привела Раскольникова к убийству другого человека. У нас и без того искажено сознание молодежи, имеем ведь случаи вандализма на кладбище…
— А как вы отнеслись бы к скульптурному изображению, например, Ведьмочки, ведь было и такое предложение среди проектов?
— Тоже языческий символ, из области шаманизма. Я читал в газете «Эспрессо» о том, как они обращались к некой Валентине за описанием ритуального обряда общения с потусторонними силами… Понимают ли они, что делают?
Люди могут согласиться на установку какого-либо изображения по формальным мотивам, не зная, какую предысторию несет этот символ и какое деструктивное влияние на подсознание он оказывает. Как сказал Николай Лесков, «Русь крещена, но не просвещена».
Посчитали и еще раз посчитают
Даже после описанного поворота событий обсуждать тему «прописки» диковинного зверя и его следа в древнем Чернигове не перестали. Наоборот, споры и конфликты только раззадорили интерес горожан. Мы провели небольшой опрос жителей Чернигова на предмет выяснения их мнения об установке памятника языческому чудищу. Категорических противников Симаргла оказалось среди нами опрошенных не так много (около 10 процентов). Еще часть черниговцев о чудо-звере слышали впервые. А вот большинство респондентов (60 процентов) были на удивление единодушны — против Симаргла как такового никто против не был, но вот насчет присутствия его фигуры в исторической части города высказали свое резкое нет.
Наш «доморощенный» опрос, конечно, не очень показателен. Но…
Говорит Анна Романова, руководитель объединения «Громадська Думка»:
— Я хочу напомнить, что «Громадська Думка» не навязывала горожанам идею памятного знака Симарглу — в ходе объявленного нами конкурса участниками было предложено 135 идей, за каждую черниговцы проголосовали эсэмэсками, и оказалось, что более всего понравился Симаргл.
Я была во многих городах Европы, в туристических центрах — повсюду города украшены контактной парковой скульптурой. В Кракове это скульптурная фигура дракона, в Варшаве — русалка с мечом, в Брюсселе — писающий мальчик. Они не монументальны, с ними рядом можно сфотографироваться. Таких бронзовых скульптур в Европе очень много, о них рассказывают легенды, а если легенды нет — ее придумывают. Я уверена, что наш город только выиграет от установки скульптуры — и с точки зрения украшения внешнего вида, и с точки зрения туристического развития.
Сама работа очень интересная. На реализацию идеи пришлось потратить много времени, так как оказалось, что в Украине мало кто работает с бронзой. Более всего как по видению скульптуры, так и по срокам и цене исполнения нам подошли киевские скульпторы Антон Маслик и Андрей Васильченко, они и начали ее делать в декабре.
И сразу пошли звонки и пересуды. Уже в январе ко мне приходили люди, говорившие, что их просили в церкви прийти ко мне и сказать, что они против Симаргла. Но сами люди верующие были против того, что церковники действуют такими методами, особенно в Великий пост.
Когда начались споры по поводу установки скульптуры, я пошла к владыке Амвросию, рассчитывая найти общий язык. Но между нами произошла беседа, из которой я поняла, что владыка категорически возражает не только против скульптуры Симаргла, но и всяких памятников вообще. Он сказал: «Туристы — это зло, потому что они своими разговорами разносят негативные тенденции, развращают наших прихожан. Европу в пример нам ставить не надо, она погрязла в грехе».
Уходя, я попросила владыку, если уж он не дает благословение, хотя бы не настраивать прихожан на борьбу. Он ответил: «Нет, не буду, это ваш грех». Но сейчас на всех службах проводится мысль о том, что Симаргл — идол, демон и все остальное…
Мне кажется, что у этой истории есть и политическая подоплека. Противники Симаргла сейчас ссылаются на волю церкви, но на самом деле ведут кампанию с целью понизить рейтинг «Громадської Думки». Но мы не собираемся идти на поводу, быть чьими-то марионетками, а решили так: опросим как можно большее количество жителей города по этому вопросу, и тогда уже будем решать, что делать дальше.
Или — или
Смотрите, как интересно получается: страна накануне дефолта, заводы не работают, цены растут. Но черниговцам, похоже, до этого дела нет — они обсуждают мифическое чудище Симаргла и видят в этом глубинные смыслы. Кто раскрутил эту абсурдную ситуацию? Не стоит сбрасывать со счетов возможные политические подводные течения, не видимые широкой общественности, о которых намеками говорят и Анна Романова, и владыка Амвросий. Но также не стоит сбрасывать со счетов и православные настроения украинцев, правда, с разной религиозной активностью. Есть верующие, ревностно соблюдающие все церковные традиции, есть другие, только «верующие в то, что они верующие», есть верующие на всякий случай — а вруг Он и правду есть?
Но стоит православной церкви со всей мощью выступить против греховного Симаргла, как ее поддержат, тоже с разной степенью активности — кто-то выступая яро, кто-то молчаливо осуждая, а кто-то — не проголосовав за «Громадську Думку» на местных выборах. Общественной организации, работающей на выборы, это совсем не нужно, тем не менее, сама не желая этого, она вступила в противодействие с православной церковью, чье влияние на черниговцев гораздо сильнее.
Пожалуй, это первое серьезное испытание для этого претендента на власть в городе. Как «Думка» поступит дальше? Будет ли резко высказываться в адрес церкви на страницах своей газеты или найдет силы и мудрость для сглаживания ситуации? Ведь политика — это искусство компромисса, не так ли?

Спорная фигура
Лариса Добрынина, Роман Веселов, еженедельник «Взгляд», №12 (146)
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
Залишити коментар
інші новини
З річки Ревна поблизу Семенівки на Чернігівщині дістали тіло чоловіка
2025-06-12 15:14:38
У Мені чоловік ледве не забив дружину до смерті за те, що попросила зр...
2025-06-12 15:03:08
Поліцейські Чернігівщини затримали злочинне угруповання «чорних ріелто...
2025-06-12 14:38:55
Головний лісівник Півночі: «Війна ставить нові виклики, але ми виконує...
2025-06-12 14:18:17
Майже 13 мільйонів - на житло військовим виділили у Ніжині
2025-06-12 13:42:01
Червонокнижна скопа з Фінляндії, яку знайшли у Чернігові померла дорог...
2025-06-12 13:00:40
Чверть мільйона - «на новонароджених»
2025-06-12 12:48:10
Над Прилуками масово літають гігантські комахи, яких не можна вбивати
2025-06-12 12:37:50
Дмитро Брижинський видав доньку Анастасію заміж
2025-06-12 11:48:52
На Чернігівщині поховали двох захисників: Євгена Коваленка та Михайла ...
2025-06-12 11:30:49
эти зажиревшие попы.всегда будут против исконно славянских богов!!!!!!!
Ты просто болезное.
Да уж,вопросики-то каверзные задавались. Хотя итог подведен, я бы сказал, объективный.
Не было бы никакой шумихи, если бы Симаргл не позиционировался как символ города.
Пусть себе ставят возле Вены просто памятник. Если хотят зверю или Симаргулу или кому угодно. ГД говорит, что не навязывает своего решения, тем не менее уже задолбала своими публикациями на эту тему.
Просто смешно. Обсуждают только потому что постоянно инициаторы подымают эту тему. Скультура - скульптурой. Не символ города и всё. Думаю эту тему пора закрывать. Аргументов против символа города достаточно, а просто как скульптура нормально.
Задумался ли кто-нибудь в чём магия идей
...как мне кажется, вы вообще, весьма далеки от здравого смысла, если верите подобным измышлениям христосовцев...
Судя по тому, как беснуются бесы - правильно, что Симаргла не ставят на Валу. :)
Установка памятника обойдётся ГД в 100 000$ .Об этом сказала Анна Романова на пресс -конференции вчера. Я ничего не имею против этого памятника,но эта сумма повергла меня в шок. Занимаясь общественной деятельностью(не политикой!!!) и благотворительностью,я хорошо знаю проблемы нашего населения.Эта сумма смогла бы спасти жизнь даже не одному ребёнку!И смысла от этого было бы гораздо больше.Понимаю,что считать чужие деньги - это неприлично,но в этом случае я не могу промолчать.
Однозначно откат. Че то неладное происходит в нашем "королевстве". Начиная с поверки счетчиков и кончая услугами гицелей(в Сумах просют34тыщи--в Чернигове 1млн!!!) Тут что правят чемпионы коррупции??
...а я преклоняюсь пред такими людьми! Пусть все наши олигархи, берут пример с Анны!
Nevr, ради Бога (только, - вот не знаю ради какого
) - неужели вы верите, что Аня так осведомлена о тонкостях верований и сильна в вопросах религии предков? (и ради этого расстаётся со 100.000) - да она Перуна от Николая-угодника не отличает! Меценатство здесь явно не при делах!
Дык, со 100.000$ всё понятно... - проводятся по статье "благотворительность" и тем самым, - выводятся из налогообложения. Трюк старый, как мир... Надеюсь, - ни у кого не возникает подозрений в намерении ГД сбросить излишки баксов на нужды города?
Ради этой цели и была затеяна вся эта шумиха (ну, и дополнительно - способ почти легально сунуть в лапу нужным людям, за откаты же ещё никого не "зачехлили", т.е. - практически нет криминала...)
да... сейчас для ГД настали не самые лучшие времена
задумайтесь - может это Симаргл Вам навредил? рейтинг ужас как падает((((((
проект памятника просто шикарный!!! вызывает самые положительные и добрые емоции! искренне буду надеяться, что памятник Святым все-таки будет возведен!...
(если не могли придумать ничего лучше, повторили бы "на бис" субботник или мед. обследование к каждом дворе!)
меня, например, тоже пугает этот зверь - Симаргл, навряд ли я бы с ним хотела сфотограффироваться, и уж тем более - не хотела бы видеть его на Валу.
иш чего захотели - на Валу ставить! что непонятно? - это место предназначено для других целей!
в 2008 году, на Валу,одним из Великих мира сего, был заложен камень, на месте которого будет возведен памятник св. князю Михаилу и его боярину Федору
"пугает" - в переносном смысле этого слова
Лично мне не нравится эта скульптура зверя-гибрида. Может кому-то и нравится, так я ничуть не возражаю, у каждого свое мнение!!!
почему все цепляются за слово "турист"??? можно подумать, что у нас мегаполис или какой-то очень необычный супертуристический город, который так и влечет туристов...последние, в основном, выбирают города по принципу "массовой посещаимости" остальными людьми. По сути, кто сюда едет? Одни белорусы (и то на рынки), или "раз в кои веки" приедут пару иностранцев, или жители соседних районов! И Туристы, дело такое, приедут и уедут, а нам еще здесь жить....
Согласна с вышеизложенным мнением: "Я не против памятников как таковых, но нужно искать более благородные изображения, того же орла, льва. Возле памятников уважаемым людям не совершались ритуалы, а возле Симаргла приносили в языческие времена человеческие жертвы. Эти разные памятные знаки несут разные смысловые нагрузки."
изюминка для туристов
изюминок в Чернигове - предостаточно! А ради "этой изюминки", считаю, что не нужно даже и ссорится, она того не стоит.
Изюминка для туристов... - так мы же все живём в век современных (пусть, и не всегда одобряемых нами) реалий... нет нужды объяснять то, что жертвуя на установку изюминки 100.000$ любой коммерсант предполагает получение какой-либо прибыли... А, в таком случае, возникает вопрос: - каков же интерес для ГД от грядущего наплыва туристов? И тут же возникает ответ: - Да, никакого!
Отсюда и вывод: - Туристы здесь не при чём!
Впрочем, - нетрудно проверить "меценатов" на искренность... - достаточно предложить им заключить подряд на выполнение работ по установке памятника за 50.000$
Всё просто
Если сами горожане так о городе отзываются - кто сюда поедет, так конечно, никто и не поедет. "очень необычный супертуристический город" - да необычный, да, уникальный. А если вам не нравится - едьте в Пуэрто-Рико или в Турцию
Чернигов, - действительно очень красивый и уникальный город (можете поверить, - я их в своей жизни насмотрелся...) При всём этом, давайте посмотрим правде в глаза: - каковы реальные поступления в городской бюджет от туристического бизнеса? - Абсолютно правильно: - просто ничтожные! (уж насколько уникальны пещеры, - и то не могут сами себя поддержать в нормальном состоянии без финансовой поддержки, тема эта уже обсуждалась...) Поэтому, такое рвение вкладывать баснословные суммы в возведение памятников выглядит слегка неуместно... Совсем другое дело, - заявить о предстоящих расходах в 100.000$, потом слегка не уложиться в смету тысяч на 50... - это вполне укладывается в привычную и далеко не новую схему ухода от налогов... В этом случае - не возникает никаких вопросов по поводу причины такой многомесячной шумихи по этому вопросу...
Как раз тот случай, когда "благими намерениями дорога устелена..." не туда, куда нужно...
Это относится к действиям г-жи Романовой. Вроде хотелось и для людей (побольше зрелищ), а тут вдруг такое противостояние. Вот и славно - бесплатный пиар, да ещё и на всю страну, но нам с вами это ЗАЧЕМ? Зачем каждому из вас, лично, этот памятник? Щоб було?
Почему мы не прислушиваемся к людям, которые профессионально занимаются тем, что пытаются спасти наши с вами души, даже при том, что мы этого не хотим и всячески сопротивляемся. Почему любой может оскорблять, обзывать священников, да и просто друг друга?
Тогда действительно, зачем вам Пасха, зачем Христос Воскресе!?
Почему покупаете вербу, через неделю с корзинками пасочками и яйцами утром рано под церковь?
Это тот случай, когда нужно определиться, а не служить двум господам.
Nadia!
Уж, если наряженные в рясы клоуны, выглядят профессиональными спасателями..., тогда кем же был Иисус? - суперпрофи, что ли? 
Вот видите, как вполне незаметно, в наш обиход входят выражения типа: "профессиональный спасатель наших душ"...
В том-то и дело, что всё это действо очень напоминает насильственный перевод бабушек на другую сторону улицы, при всём этом, почему-то, никто не интересуется у них - а им туда нужно?
!!!!! 100% согласна. В точку!! "Профессионально подготовим вас к переходу в другой мир. Постоянным клиентам - скидка" Ржунимагу!
"- Может быть, это делается по незнанию, невежеству?
- Если по невежеству - давайте я почитаю вам Библию. «Не делайте себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,..."
ага, ну а иконы конечно же не в счет :):)