Карта міста

Холодная осень 1239-го… (фото)

2012-10-17 09:41:32
5218 2
Осадное орудие - катапульта
18 октября исполняется очередная годовщина монголо-татарского погрома Чернигова - одной из самых больших катастроф в истории города. Зимой 1237-1238 гг. полчища воинственных кочевников вторглись в пределы Руси. Первой пала Рязань. Узнав об этом, легендарный богатырь Евпатий Коловрат с отрядом в 1700 человек отправился на помощь рязанцам из Чернигова и напал на монголо-татарское войско. Но этот смелый и отчаянный шаг уже не мог спасти северо-восточную Русь от разорения. В марте 1239 г. завоеватели во главе с ханом Менгу вторглись в пределы южной Руси. Сначала ими на щит был взят Переяслав. В октябре, после длительной подготовки, монголо-татрская армия подошла к Чернигову…

«Град пожегше, и люди избите»


Когда вражеские орды обложили Чернигов, князь Мстислав Глебович попытался снять осаду с города, навязав неприятелю бой под его стенами. Эта историческая битва состоялась недалеко от современного с.Анисов, в урочище, именуемом «Татарская горка» (с 1958 г. – государственный ботанический заказник «Анисовская дача», или, как говорят в народе, «Анисовский лес»). И хотя «Лют бо бе бой у Чрьнигова», превосходящие силы противника рассеяли войско черниговцев. «Побежен бысть Мьстислав, и множество от вой его избьеным бысть», однако самому черниговскому князю все же удалось спастись.
Покончив с войском черниговцев, монголо-татары с новой силой «обьстоупиша град в силе тяжце». Мало того, что татарское войско было огромным и хорошо обученным, главное – оно умело брать штурмом города, так как имело эффективную осадную технику, заимствованную в Китае. Монголы пользовались метательными машинами, с помощью которых дробили деревянные заборола, и таранами – незаменимыми орудиями при штурмах ворот. Тараны также легко разрушали и стены. Однако у черниговцев к тому времени уже был еще достаточно свежий опыт подобной осады, когда в 1234 г. город осадил Данило Галицкий, также использовавший пороки и тараны. Но, видимо, соответствующие выводы не были сделаны – все надежды горожан были как всегда на русское «Авось!». Черниговцы всерьез рассчитывали на мощь деревянных стен, тремя рядами окружавшие город. Иллюзии по поводу крепости укреплений держались в сознании черниговцев от опыта предыдущей борьбы с половцами и междоусобных войн с русскими же князьями, в результате которых Чернигов ни разу(!) не был взят штурмом. Но если половцы делали быстрые набеги и старались обойти укрепленные населенные пункты, то монголо-татарские орды имели большую практику во взятии, казалось-бы, неприступных крепостей. Подойдя к городу на Десне, татары «Оже и тараны на нь поставиша, и меташа на нь камением в полтора перестрела, а камень якоже можаху 4 мужи подняты».

Во время приступа к стенам яростная борьба разгорелась на валах Чернигова, и долго чаши весов военного успеха не могли склониться ни в одну сторону. Наконец, 18 октября 1239 г. захватчикам благодаря непрерывному штурму удалось проникнуть в город и «град пожегше, и люди избите, и монастырь пограбиша». В результате большая часть населения Чернигова погибла, и лишь только некоторые спаслись – «а ини в дальнии земли бежаша, ины же крыющеся в лесех и во пещерах и во пропастех земных». Монголы также оставили в живых черниговского епископа – они взяли его с собою и вели до Глухова, видимо, намереваясь использовать в качестве парламентера, который должен был предложить горожанам сдаться, а после выполнения им своей миссии отпустили.
Археологические исследования Чернигова полностью подтверждают факт страшного пожара в октябре 1239 г. – деревянные строения ограбленного города сгорели. В Спасском соборе выгорело все внутреннее убранство, а также купола. Кроме того, ордынцы сняли с крыши храма все олово. Та же участь постигла и Успенский собор Елецкого монастыря. В Борисоглебском соборе были разрушены окружавшие храм галереи. О массовом погроме Чернигова свидетельствуют также раскопки кирпичных ворот княжеского двора на Детинце. Возле них был обнаружен большой замок, несомненно сорванный во время штурма, фрагменты свинцовой кровли с застрявшими в ней наконечниками монгольских стрел, а также клад, спрятанный в последние часы перед падением города.

Со святыми упокой

Древние летописи довольно скупо повествуют о монголо-татарском погроме Чернигова в октябре 1239 г. Однако такое эпохальное для нашего города потрясение не могло не отразиться в различных народных преданиях и легендах. Они существенно дополняют и без того драматическую картину событий.
В октябре 1239 г., при подходе к Чернигову, монголо-татарские орды захватили Бобровицу, которая в те времена была околицей Чернигова. Согласно легенде, завоеватели сожгли само село и находившуюся в нем церковь, чтобы этим путем как можно быстрее подойти к городу. И тогда Господь покарал ордынцев – их предводитель внезапно ослеп, в тот же час лишилось зрения и все войско. Ослепшему военачальнику доложили, что неподалеку, на окраине города, во рву находится источник с целебной водой. Умылись татары этой живой водой и, о чудо! – все прозрели, а прозрев, снова стали готовиться к штурму Чернигова. Однако вожак поганых вновь не на шутку занемог. И поняли тогда монголы, что сама судьба против них, что не судилось им нынче завоевать славный град Чернигов. Тогда военачальник поганых на горе преклонил колени перед властителем Чернигова, как будто прося помилования себе и своему войску. После этого монголо-татары отступили. С тех пор ров тот черниговцы стали называть Поганым рвом, а гору, где припал к земле вождь поганых – Преклонной горой.
Но, к сожалению, не все легенды об ордынском нашествии заканчиваются хэппи-эндом. Одна из них повествует о том, что когда монголо-татары уже захватили Чернигов, осталась стоять одна только Пятницкая церковь – храм-крепость, в которой заперлись и оборонялись последние оставшиеся в живых жители города - монахи, женщины и дети. Несмотря на многочисленные атаки, захватчики никак не могли взять ее штурмом, и большая их часть пошла уже далее, на Киев. А когда у осажденных закончились последние запасы хлеба и воды, и они были уже не в силах отражать атаки монголов – защитники поднялись в верхнюю часть храма и бросились из окон вниз на копья завоевателей. Легенда эта имеет конкретное материальное подтверждение – в Пятницком храме действительно на уровне хор находятся боевые галереи, ведущие к окнам – бойницам.

Еще одна легенда повествует, как во время подхода основных сил монголо-татар к Чернигову, один их отряд в поисках легкой наживы отделился от основного войска и направился к пещерному Богородичному монастырю, что на Болдиных горах. Татары якобы прослышали о том, что в монастыре хранятся какие-то сокровища, и решили ограбить его. Иноки, узнав о приближении ордынцев, спрятались в наиболее отдаленном месте Антониевых пещер. Татары же, не найдя в монастыре ничего ценного, были сильно разочарованы, и поэтому, одержимые злобой, ворвались в пещеры, нашли спрятавшихся там монахов и всех их перебили. После этого останки умервщленных иконов еще несколько столетий лежали в пещерах непогребенными…
О том же монастыре гласит предание, что во время осады его монголо-татарами, молитвами старца-монаха свершилось чудо – церковь ушла под землю и испуганная орда разбежалась. После освобождения нашей земли от поганых, церковь, скрывавшаяся под землей, снова появилась на свет Божий в день св. пророка Ильи, после чего и была названа Ильинской. Между прочим, на стенах Ильинской церкви так и не были обнаружены следы пожара и разрушений, относящихся ко временам монголо-татарского вторжения – может, легенда и впрямь говорит правду?

Княгиня Домникия – она же княжна Чорная?

Еще одна известная легенда повествует о том, что черниговский князь Мстислав Глебович, выступая против врага с дружиной и ополчением за город, оставил в нем свою жену – княгиню Домникию. Сломив сопротивление черниговцев, татарские орды ворвались в княжеский Детинец. И вот уже монголы окружили «Красный терем», в котором находилась княгиня (с «Красным теремом» обычно отождествляют левую круглую башню Спасо-Преображенского собора). Взломав дверь, поганые устремились наверх, в покои княгини. Домникия, не желая живой отдаться на поругание татарам, выбросилась из окна терема и разбилась насмерть. Ее будто бы похоронили возле Пятницкой церкви.
Подобные легендарные сюжеты – далеко не редкость. Они повсеместно встречаются в преданиях старинных городов. Например, повествующие о тех же временах монгольского нашествия рязанские сказания утверждают, что рязанская княгиня Евпраксия, узнав о гибели мужа в ставке Батыя, бросилась из своего терема в Зарайске на камни вместе с годовалым сыном Иваном, не желая позора и бесчестья. А в Генуэзской крепости Судака даже имеется «Девичья» башня, откуда, согласно легенде, бросилась на скалы дочь тамошнего архонта, не пожелавшая выходить замуж за нелюбимого ею патриция. Но самое интересное, что по аналогичному сценарию развивались события и в самом Чернигове еще задолго до истории княгини Домникии!
Речь идет о знаменитой черниговской легенде, повествующей о князе и княжне Чорных. Согласно ей, вскоре после того, как дочь князя Чорного княжна Чорная (Цорна) отвергла предложение замужества, сделанное ей хазарским каганом через своих сватов, к Чернигову подошло огромное хазарское войско для того чтобы насильно забрать княжну в лагерь своего кагана. Князь Чорный с войском вышел навстречу врагу - завязалась битва. Однако хазарские лазутчики все же сумели пробраться в город. Они окружили терем княжны, перебили всю охрану, после чего ворвались в него. Княжна Чорная, будучи девушкой-воином, защищалась до последнего. Но когда закончились стрелы и ножи, а меч был выбит из рук, и отступать было уже некуда, гордая амазонка, дабы не попасть в руки врагов и не стать наложницей нелюбимого ею кагана, выпрыгнула из окна своего высокого терема и разбилась о землю…

Не правда-ли, какое поразительное сходство с легендой о княгине Домникии, причем в мельчайших деталях! Оба предания объединяют схожие мотивы – это и войско, пришедшее к Чернигову с востока, и бой, данный черниговским князем под стенами города, и захват врагом княжеского терема в отсутствие там самого князя, и такая же страшная смерть представительницы княжьего рода! Интересен еще и такой момент. Согласно легенде, княжна Чорная была влюблена в князя Киевского, который, придя на помощь князю Чорному, разбивает хазар под стенами Чернигова. А ведь великим Киевским князем во время нападения монголов на Чернигов был представитель черниговского княжеского дома – Михаил Всеволодович, под протекторатом которого как раз находился тогда и сам Чернигов! И именно он «отказал» монгольским послам, приказав умертвить их за предложение без боя сдать Киев. Не стали ли эти послы прототипами хазарских сватов? Такое совпадение еще больше заставляет усомниться в реальном существовании княжны Чорной, как впрочем и ее отца – князя Чорного. Возможно, что просто легенда, связывающая название кургана «Чорная могила» с названием города наложилась на легенду о монголо-татарском завоевании Чернигова.
И, как оказывается, легендарный князь Чорный – далеко не единственный, с кем фольклорные предания связывают захоронение в кургане. Согласно народным представлениям, «Черная могила» – это могила, не освященная крестом. По легенде, на этом месте злая жена татарского хана, топтавшая конем стариков и детей, встретила «владыку преподобного». Отшатнулся владыка от ее адского скакуна и оградил себя поднятым кверху крестом. Почернела ханша, упала с коня и тут же провалилась сквозь землю. И без креста теперь не достать ее оттуда… Удивительно, но и здесь прослеживаются параллели с монголо-татарским нашествием!
Поэтому представляется вполне возможным, что сильное впечатление от монголо-татарского погрома города в сознании черниговцев эмоционально «затмило» события уже несколько подзабытой истории о князьях Чорных, в результате чего некоторые ее детали «перекочевали» в описание вражеского нашествия 1239-го.

***

Как бы там ни было, легенда о княгине Домникии, как и другие предания и легенды о монголо-татарском разорении Чернигова еще более сгущают краски на той драматической картине, которую обрисовали нам летописцы и археологи. В октябре 1239-го Чернигов пережил самую настоящую катастрофу, от которой он не мог оправиться еще несколько столетий…
Последствия монголо-татарского разорения города были катастрофическими. Завоеватели настолько разорили и разрушили Чернигов, что во второй половине ХІІІ столетия жизнь в нем еле теплилась, а заселена была лишь треть всей прежней территории города. И только через полтысячелетия Чернигов достиг своих прежних размеров, в то время как количество его населения в 25 тыс. человек восстановилось вновь вообще только к концу ХІХ столетия.

Иван Коцюра

Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш Telegram.

коментарі (2)
Vatt2012-10-18 11:35:23 відповісти

Седая история нашего города! Много красивых, порой трагических легенд легенд связано с ним.
Спасибо автору за хорошую статью о Чернигове.

Vatt2012-10-18 11:35:28 відповісти

Седая история нашего города! Много красивых, порой трагических легенд легенд связано с ним.
Спасибо автору за хорошую статью о Чернигове.

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші новини
Біля Земснаряда родина Корнієць відкрила ресторан «Озеро» 2025-04-25 15:36:20 «Дядя Чебурек» на Ремзаводі закрився, бо не знайшли кухаря? Пончиків н... 2025-04-25 15:27:22 Тетяна Прокопчук зробила для Перемоги все, що могла 2025-04-25 15:07:59 Чорнобильські доплати — не для всіх 2025-04-25 14:46:28 У Ніжинському університеті будуть вивчати індо­незійську мову та культ... 2025-04-25 13:56:59 Опозиційні депутати у Коропі блокують вирішення важливих для громади п... 2025-04-25 13:28:39 Уночі 25 квітня частина Прилук залишилася без світла 2025-04-25 13:09:00 Потяги в Семенівку скасували 2025-04-25 12:56:00 Як дістатися найбільшого міського кладовища «Яцево» в поминальні дні? 2025-04-25 12:27:17 Вибухотехніки поліції Чернігівщини знешкодили бойову частину ворожого ... 2025-04-25 12:12:29