Чернигов по-прежнему солят…

2015-02-24 11:34:41
2599 5
Во всей Европе уже давно отказались от посыпок дорог и тротуаров песочно-солевой смесью – ее заменили более безопасными веществами. А вот украинские «соления» не теряют своей актуальности и по сей день.

Для нас использование смеси – единственный способ обезопасить передвижение на дорогах. «Жуткая грязная каша, которая наблюдается на наших дорогах, мало того что не эстетична, так еще из-за соли она становится не такой уж и безобидной...» – нарекают наши читатели. Так есть ли альтернатива?



Кому «насолили»?

Растениям

Соляные смеси, разбрасываемые машинами, попадают на обочины дорог, от чего страдают зеленые насаждения.
– Засоление почвы, безусловно, влияет на растения. И вся сложность в том, что проблему нужно решить так, чтобы и безопасность жизнедеятельности людей сохранялась, и в то же время заботиться о перспективе, как мы будем жить в экосистеме.

Есть растения, которые вообще не выдерживают засоления почв – к примеру, каштан, который добивает каштановая моль, очень реагирует на соль. А тем временем в мире есть практика обработки дорог другими реагентами, – признает Владимир Брайко, начальник Черниговского коммунального предприятия «Зеленбуд».

Автомобилям

От соли и песка страдают не только трава и деревья, но и автомобили, которые больше всех контактируют с дорогой. Сотрудник одной из черниговских станций техобслуживания Александр Саенко рекомендует обезопасить свое авто как можно раньше, даже несмотря на то, что антикоррозийную обработку кузова производят уже на заводе.
– Дело в том, что покрытие постепенно теряет свои свойства и через два-три года приходится наносить его снова. Соль ускоряет образование ржавчины раза в четыре, тогда как антикоррозийка замедляет всего в два раза. Так что почаще заезжайте в мойку!

Да и износ дорожного покрытия увеличивается от контакта с солью. А если на улице минус 16 – толку вообще ноль. Какой смысл сыпать песко-соляную смесь – она ведь замерзает?! Хотя чему удивляться?.. Это только в нашей стране могут экономить на смесях, зато вбухивать по весне деньги в ремонт дорог! – склонен считать наш респондент.

Нашей обуви


Соль на дорогах является пагубной и для пешеходов. По словам мастера по ремонту элитной обуви Николая, защитить на практике обувь от воздействия смеси довольно сложно.
– Новомодные водоотталкивающие пропитки – это всего лишь временное средство и довольно приличная статья расходов. Как экономвариант – можно обработать обувь касторовым маслом или же глицерином. Увы, относительно замши давать советы просто бесполезно! Остается только высушить и почистить щеткой.

Собакам

Песочно-солевая смесь на зимних дорогах и тротуарах разъедает не только обувку автомашин, не только нашу с вами обувь, но и лапки четырехногих питомцев! Даже одна-единственная крупинка соли может вызвать серьезное раздражение подушечек лап или перепонок между пальцами, вплоть до образования мокнущих язв или дерматита!
– Чтобы помочь своим чувствительным питомцам, после пересечения посоленной дороги по возможности сразу проведите их по чистому снегу. И вообще старайтесь водить собаку не по тротуарам, а рядышком, по снегу.

После прогулки обязательно тщательно мойте собачьи лапы. Если же собака реагирует очень болезненно, то, во-первых, следует обратиться к ветеринару для лечения химического ожога, а во-вторых, на будущее позаботьтесь о защитных мерах, своего рода профилактике: приобретите специальную обувь или попробуйте перед выходом на прогулку смазывать лапы специальной мазью.

Кстати, уличная соль вредит не только лапам, будьте внимательны во дворах и на обочинах дорог: лучше не разрешать собаке присаживаться или укладываться в «посоленных» местах, подбирать палочки или хватать пастью снег, – рассказывает Сергей Сакун, специалист Черниговской ветеринарной клиники «Энималсервис» о мерах, которые нужно срочно применить, если есть такая проблема.

Есть ли альтернатива?

Разговоры о том, как должно выглядеть идеальное средство борьбы с обледенением дорог, ведутся уже много лет. Чего только не придумывают современные Кулибины! Однако все варианты так и остались на бумаге: отказываться от соли и песка в Чернигове не спешат.

Основной аргумент – финансовые расходы, поскольку стоимость новых реагентов в десятки раз дороже песко-соляной смеси. Кроме того, для перехода на новые виды защиты от гололеда необходимо переоснастить парк спецмашин, а это дополнительные затраты.
– Я тоже читал об альтернативных методах. Но это всего лишь эксперименты, которые в экологическом плане работают не всегда, а в экономическом дают большие затраты.

Хочу отметить, что для нас даже закупка соли – огромная проблема! Мы успели закупить ее в Артемовске еще в конце прошлого года по цене 360 гривен за тонну. Белорусы же вообще предложили нам по 720. Говорят, что всё зависит от доллара…
Да, в Киеве на сегодня работают вообще только на соли. Безусловно, это эстетичнее, но мы не можем позволить себе такое удовольствие, поэтому мешаем соль с песком.

Песок моем свой, на Лесковице. У нас занимается добычей соли еще и Одесса, будем выходить на нее, – рассказывает о реалиях начальник цеха санитарной уборки АТП–2528 Александр Войтенко.

А как у других?

В Норвегии тепловые сети прокладывают прямо под пешеходными дорожками и автомагистралями, а потому снег и лед на них быстро тает.

В этой стране широко распространена еще одна технология борьбы с гололедом – песок смешивается с водой, нагретой до 95 градусов, а затем этой смесью поливается дорога. Горячая вода подтапливает лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта, а когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу.

В Финляндии и других странах северной Европы для борьбы со льдом на дорогах используют мраморную и гранитную крошку. Весной ее собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, а следующей зимой используют снова.

В некоторых других странах сами дороги обладают антигололедным эффектом – в асфальт добавляется специальный компонент, который предотвращает образование льда. Разумеется, стоимость таких дорог возрастает.

В Америке используется достаточно много разных экологически чистых противогололедных средств. И даже такие необычные, как отходы ликеро-водочного и сахарного производства. К примеру, американские ученые предложили применять для борьбы со льдом на дорогах остатки ячменя от производства спиртных напитков.

В Беларуси вместо соли будут посыпать... сахаром! Еще в прошлом году в Минске прошел эксперимент по обработке дворовых территорий антигололедным веществом на основе мелассы, побочного продукта при производстве сахара.

В 2015 году сладкий реагент собираются применять на автодорогах. Как уверяют власти, основное достоинство мелассы по сравнению с солью и песком в том, что она не несет вреда экологии и не вызывает коррозию металла.

Вопрос-ответ

Правда ли, что соль, которой посыпают дороги, растворяясь в воде, выделяет вредные вещества, негативно влияющие на организм?

Светлана Грузнова, доцент, кандидат химических наук ЧНПУ им. Т. Г. Шевченко:

– Солей на самом деле очень много. Есть нитраты, есть хлориды, есть сульфаты... Поэтому очень важно знать, какую именно соль добавляют в песко-соляную смесь. Если говорить об обычной соли (а это NaCl), то не всё так катастрофично. Реакции – никакой!

Юрий Шарапата, главный инженер АТП–2528:
– Соль, которая содержится в песко-соляной смеси, техническая. Но она практически ничем не отличается от той, которую мы употребляем в пищу. Ничего вредного к соли не подмешивается, впрочем, как и к песку.

Еженедельник «Семь дней»

Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш Telegram.

коментарі (5)
lx3002015-02-24 12:27:44 відповісти

У придурков есть деньги на то, чтобы посыпать этим говном дорогу, но нет денег, чтобы просто почистить снег. Идиоты.

Azazelo2015-02-24 20:06:41 відповісти

"мастера по ремонту элитной обуви Николая" где это, кто это, что за специалист такой, диплом, образование? Опубликуйте адрес, хочу глянуть.

lx300відповісти

Как будто, чтобы хорошо делать работу, нужно обязательно закончить академию... Совковые подходы умиляют.

Azazeloвідповісти

Ключевое слово ЭЛИТНОЙ, которое действительно умиляет. 

з.ы. А соли вообще пофиг что разъедать, элитную обувь не элитную. 

lx300відповісти

Если насчет слова, то полностью согласен, слово утратило свое значение чуть менее, чем полностью.

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші новини
16-річний Владислав Кир'як з Прилук бореться зі страшною хворобою 2025-06-20 15:16:03 Тамара Тютченко мішками заготовляє трав’яні чаї для захисників 2025-06-20 14:21:16 У Ніжині неповнолітня побила іншу, зняла це на відео та виклала у соцм... 2025-06-20 13:35:03 Данила Жуковецького лікарі оперували 5,5 годин. 101 троянду сестрі Вал... 2025-06-20 13:03:07 Дитсадок №53 потребує відновлення після атаки: допомагають міжнародні ... 2025-06-20 12:55:48 Під час проходження навчання помер військовий з Чернігівщини 2025-06-20 12:40:37 «Як ти мені надоїла»: голова громади виживає зі службового житла вчите... 2025-06-20 12:10:02 Сільський футбольний клуб з Чернігівщини пробився в УПЛ 2025-06-20 11:45:51 У деяких жителів Чернігівщини з’явилися несподівані гості на городах 2025-06-20 11:33:39 Під час обміну 19 червня з полону РФ повернувся військовий із Сосницьк... 2025-06-20 11:16:23