Морской волк из Черниговщины
2017-06-14 11:36:12


О боцмане Леониде Алексеенко мне рассказали его школьные товарищи во время посещения Новгород-Северского района, откуда он родом. Мол, учились вместе, росли на Полесье, а он стал настоящим морским волком. Встретиться получилось в Одессе, где Леонид Николаевич живет уже почти сорок лет. Он как раз пришел из рейса и рассказал о жизни моряка с черниговскими корнями.

Родился он и вырос в небольшом селе Лариновка. Раньше оно было обычным селом Черниговщины, но на сегодня, к сожалению, это почти хутор – молодые люди выехали, старики умерли – современная картина для многих сел северного региона Украины. Хотя примечательно, что виды местных улиц, старинная деревянная церковь, сельский клуб появляются во многих кинофильмах, снятых в Украине российскими кинематографистами еще до начала войны.
- Часто посещаете свою малую Родину - Черниговщину?
- Раньше всегда, по возвращению из рейса, старался приехать к родителям, увидится с друзьями. Но, к сожалению, родители уже умерли более десяти лет назад, причем в одну осень. Сейчас стараюсь навещать их могилы, хотя каждый год это сделать не получается.
- Леонид Николаевич, кто такой морской волк? И можно ли вас так назвать?
- Морской волк – это бывалый моряк, посвятивший свою жизнь морю, бывавший во многих передрягах и приключениях. Думаю, меня можно назвать морским волком. Два раза у меня в жизни так получалось, что я некоторое время работал на суше, но уж слишком большой была тяга к морю. Даже думал, неужели когда-то вернусь, стану на мостик и посмотрю вдаль? И когда это случилось, был очень для меня волнительный момент. Это, как в песне: в море тянет домой, ведь всегда скучаешь по родным (появляется немного свободного времени – и сразу думаешь, как там дома, как жена, как сыновья), а как только несколько месяцев побудешь на суше, сразу хочешь в море.
- А почему стали моряком? Это мечта детства, можете вспомнить свое первое впечатление о море?
- Нет, это не была мечта детства. Я жил в деревне, и родители никогда не отдыхали на море – летом очень много работы. Море увидел, когда приехал поступать в Николаевскую мореходную школу. Во время службы в армии (я служил в артиллерии в Венгрии) предлагали пойти в милицию, остаться на сверхсрочной службе, а также пойти в мореходную школу. Нас было трое товарищей, захотевших стать моряками. Вначале думали поступать в Таллинн, а потом остановили свой выбор на Николаеве (я переубедил их учиться в Украине). Наверное, захотелось романтики (тогда все об этом говорили, песни пели), и конечно, мир посмотреть. Выйти за рамки своей привычной среды.
В итоге один друг не приехал, так что поступили и окончили школу вдвоем с товарищем. Очень важно, что в военной части, где служили, мы получили хорошие характеристики и рекомендации. Это тоже сыграло свою положительную роль, что мне потом еще до окончания мореходки открыли визу на дальнее плавание (надо было собрать много разных документов). В противном случае, мог рассчитывать на рейсы только в бассейне Черного моря – Крым, Кавказ.
Первый мой рейс был на судне «Академик Стечкин». Это были поставки техники, в том числе и военной, в Сирию, Ливию, Алжир, Египет, Турцию. Работал в Черноморском морском пароходстве, в рейс ходил старшим мотористом, отвечая за главный двигатель и механизмы в машинном отделении. Потом перешел на пароход «Агостиньо Нето» (в честь лидера Анголы в то время). Если первые рейсы были не так длительны – месяц-два, то потом доходили до 11 месяцев по продолжительности. В то время пришлось даже басни услышать о себе. Я был тогда молод, в своей работе очень старался. В порту общались с одним знакомым, а он спрашивает, что у вас за моторист работает, когда он идет в отпуск, то вместо него берут двух? И называет мою фамилию – было смешно, но приятно. Работа в машинном отделении слишком тяжелая - через несколько лет перешел на палубу из-за проблем со здоровьем.


- Моряк дальнего плавания – такая работа была почетной в советские времена?
- Скорее, этот ареол почетности был связан с возможностью увидеть другие страны. Ведь в те года так называемые капиталистические страны были закрыты для большинства граждан СРСР. А моряки могли видеть мир, хотя со своими особенностями. Да, и заработная плата была достаточной, плюс доступ к импортным товарам от косметики до бытовой техники. Во многих городах работали комиссионные магазины. Привезенные из-за границы вещи продавали там. Это тоже был хороший дополнительный заработок в советское время.
В советское время я получал 130 рублей в СРСР, а за границей зарплата начислялась в инвалютных рублях (около 25). Один такой рубль равнялся к 15 советским. Кроме того, в каждой стране была возможность получить зарплату в валюте той страны. К примеру, привезенный из Японии ковер (стоимостью в мою месячную зарплату) можно было продать в Одессе за тысячу рублей. Это были тогда очень приличные деньги.

- Что вы имеете в виду – «возможность видеть мир, но со своими особенностями»?
- На каждом корабле, совершающем заграничные рейсы, обязательно была должность «помполита» – первого помощника капитана по идеологической части. Он присматривался к настроениям моряков, главное – чтобы были правильные политические взгляды. Не дай Бог, «буржуазные мысли»! И даже в город мы имели право выходить только втроем – один представитель комсостава или член партии, и два моряка. Присматривали, чтобы моряки «правильно» себя вели за границей, не порочили образ своего государства. За недостойное поведение, могли списать с судна.
- Какие воспоминания о заграничных странах тех времен? Что поражало в первую очередь?
- Удивляла, в первую очередь, чистота. Все чисто, ухожено, газончики пострижены, цветы. Очень поразила Япония своим прогрессом. Даже в 80-90-х годах ХХ века казалось, что эта страна живет уже в ХХI веке. И сейчас, когда бываю в Японии, Китае – удивляюсь: в городах там впрямь космические пейзажи.
А мы по-своему удивляли иностранцев. В одном рейсе в Японии судно стало на ремонт, моряки некоторое время проживали в отеле. Были майские праздники, и за несколько дней команда (48 человек) выпила весь запас алкоголя в отеле. Японцы были в шоке!
В Сингапуре чистота достигалась очень большими штрафами. За окурок – 100 долларов. Это тоже было необычно. Но судя по всему – действенно!

- Как развивается современное мореходство в Украине?
- Сложно об этом судить. Черноморское морское пароходство, где я начинал работать, распалось. А может и существует, скорее на бумаге. Потому что почти все моряки уходят в рейсы на иностранные суда. Команды международные, хотя часто подбираются соотечественники. Отработав хорошо один-два рейса, могут собираться работать и дальше. Если хороший капитан – порядочный, ответственный, то и команду он тоже подбирает такую. Есть и кадровые решения фирм, которые занимаются подготовкой и отправкой моряков в рейс. Последнее время, к примеру, в виду сложных отношений Украины и России, стараются, чтобы команды не смешивались. Работают либо россияне, либо украинцы.
Сейчас немного другие кадровые подходы. Раньше сухогрузы, на которых приходилось работать, насчитывали команду около 50 человек, сейчас – 23. Соответственно, рабочая нагрузка выше. Обязательно в составе команды был доктор, сейчас – нет.

- Чем занимается боцман, какие его обязанности на судне?
- Боцман отвечает за состояние и все работы на палубе парохода, в трюмах. Это рабочие краны для погрузки-разгрузки грузов (чаще всего, это уголь, руда, строительные материалы, зерно и т.д), якоря. Во время морских переходов можем производить ремонтные работы: оббивать ржавчину, красить палубу. Все должно быть в рабочем состоянии. За этот участок работы и отвечает боцман. Вообще, у каждого своя зона ответственности на пароходе и свои обязанности.
- Какой Ваш обычный распорядок рабочего дня?
- Обычно подъем в 6 утра. В 7.30 – завтрак, в 8.00 начинается рабочий день. Чаще всего он восьмичасовой, но если какие-то срочные ремонтные работы, или погрузка-разгрузка, то тогда могут работы идти и круглосуточно. В обычный день с 10.00 до 10.20 – первый кофе-тайм, 12.00 – 13.00 – обед, 15.00 – 15.20. Может быть работа и вахтовым методом, дежурство 4 часа через 8, для руководящего состава – 6 через 6 часов. Если аврал – поднимают по команде весь экипаж. Выходные – это половина дня в субботу и воскресение. Занимаемся стиркой, уборкой в каюте. Если есть возможность, то общаемся с семьей по скайпу, также чтение, просмотр фильмов. На современных пароходах есть Wi-Fi, на старых – чаще всего нет. Всегда есть спутниковая связь, работающая в любой точке мира, но она достаточна дорогая. Пользуемся в особенных случаях.
- Леонид Николаевич, есть ли у Вас памятные или необычные истории в рейсах?
- В одном рейсе в Аргентине судно заходило в реку. Впереди у нас был танкер. Это уже было ночное время, часть команды отдыхала. В один момент отказал главный двигатель, и судно начало нести на танкер. В срочном порядке всех подняли, я чуть не босиком бежал на палубу, чтобы отдать якорь. Успел. Столкновения избежали. Капитан тогда лично благодарил.
У берегов Республики Бангладеш наше судно попало в сильное течение. Бросили якорь, но якорь-цепь несло без остановки, и ленточный тормоз не мог ее зафиксировать. Я смог использовать закладной стопор, чтобы нормализировать ситуацию. В такие моменты имеет значение опыт и быстрота реакции.

- Говорят, что женщине на корабле не место. Это действительно так, или это уже просто миф? Есть ли женщины – капитаны судов?
- Должен сказать, что это предрассудки прошлых времен. Лично я с женщинами-капитанами не знаком, но они есть. В наших командах встречал женщин – вторых и третьих помощников капитана. К примеру, в этом рейсе, очень помогла третий помощник капитана с другого судна, рассказав, к чему нужно быть готовым в порту. Ведь в каждой стране есть свои требования к заходящим в порт судам, свое законодательство. К примеру, в Нигерии очень строгое отношение к медикаментам, если найдут в каюте во время осмотра судна хоть одну таблетку, то оштрафуют. Но с другой стороны, там высокий уровень коррупции, поэтому можно и договориться. Такая цена может исчисляться несколькими десятками литров краски.
В последнее время все чаще встречаются женщины-коки, помощницы кока – эта должность на судне называется «мисс-бой». На пассажирских лайнерах работает очень много женщин.
- Купают ли моряков-новичков, когда в первом рейсе судно пересекает экватор?
- Как вы себе это представляете? Если учесть скорость современных судов. Я работаю, в основном, на сухогрузах, но был один рейс на пассажирском лайнере в Карибском бассейне. Там для пассажиров во время пересечения экватора устраивалось шоу, но возле бассейна. Так что рассказы в наше время о купании при пересечении экватора – это чаще всего просто выдумки.
Между тем, в советское время такие случаи были. Могли при пересечении экватора купать и в бочке с отработанным машинным маслом. Правда, мне не пришлось.
- Есть ли в современных морях пираты?
- Да, есть. Но лучше с ними не встречаться. У них скоростные катера и современное оружие. Достаточно много их у берегов Африки. Все те же Сомали, Нигерия. Грабят суда, могут команду взять в заложники. Это нехорошие истории.
- Удалось за столько лет совершить кругосветное плавание?
- Я был во многих странах мира, наверное, и не сосчитаю, посетил все материки, кроме Антарктиды. В прошлом году в рейсе получилось почти кругосветное путешествие. Наш сухогруз вышел из Китая через Тихий океан по направлению в Венесуэлу, потом прошел Панамский канал – через Атлантический океан направился к берегам Африки – в Дакар. Так что путешествие получилось почти вокруг земного шара.
Мне запомнился экологический сюжет несколько лет назад, что в океане очень много мусора, оставленного круизными лайнерами, судами. Изменилась ситуация сейчас, или стала еще более катастрофичной?
В большинстве стран мира стараются следить за чистотой прибрежных вод. Работают специальные службы. Даже если случаются разливы нефти, их собирают. Мусор за борт на пароходе в океане выбрасывать запрещено.
Исключение могут составлять только пищевые отходы, которые могут быть кормом для рыб. Остальной мусор собирается, сортируется и потом сдается в порту. Пластик сжигать строго запрещено.
- Что самое сложное и удивительное в работе на море?
- Самое сложное – это буря в море или океане, когда волны достигают палубы. Действительно, становится страшно. А самое удивительное – восход и закат солнца. К этой красоте нельзя привыкнуть!
- Так много лет прожили в Одессе, стали ли настоящим одесситом?
Одесситом нельзя стать, им нужно родиться. Но Одесса для меня – это давно уже родной город. Я не хочу жить в каком-то другом.
- А другой стране?
В молодости думал об этом, а сейчас, наверное, поздно что-то менять. Испания, Португалия, Греция – хорошие страны. На самом деле, хочу жить достойно в Украине.
- Моряки – богатые люди?
- Все относительно. Сейчас существует большой разрыв в заработных платах. Например, у капитана судна зарплата достигает до 10 тыс. долларов месяц. У боцмана – 1300 – 1800 долларов месяц, а помощник кока может получать 500 долларов. Конечно, на квартиру – машину моряк зарабатывает быстрее, чем представители других профессий.
- Представляете свою жизнь без моря?
- Уже давно не представляю. Это внутренняя необходимость.
- О чем-то жалеете?
- Думаю, в основном, в своей жизни ничего бы не менял. Разве, что получить образование высшее, чтобы можно было работать старшим механиком. Мне предлагали вступать в партию и идти учиться. Но не сложилось.

- Ожидаете, что Ваши сыновья тоже пойдут по стопам отца?
- Старший Алексей закончил морской колледж в Одессе. Недавно вернулся из своего первого рейса. Младший Артем – еще школьник. Так что, поживем – увидим.
Gorod.cn.ua

Родился он и вырос в небольшом селе Лариновка. Раньше оно было обычным селом Черниговщины, но на сегодня, к сожалению, это почти хутор – молодые люди выехали, старики умерли – современная картина для многих сел северного региона Украины. Хотя примечательно, что виды местных улиц, старинная деревянная церковь, сельский клуб появляются во многих кинофильмах, снятых в Украине российскими кинематографистами еще до начала войны.
- Часто посещаете свою малую Родину - Черниговщину?
- Раньше всегда, по возвращению из рейса, старался приехать к родителям, увидится с друзьями. Но, к сожалению, родители уже умерли более десяти лет назад, причем в одну осень. Сейчас стараюсь навещать их могилы, хотя каждый год это сделать не получается.
- Леонид Николаевич, кто такой морской волк? И можно ли вас так назвать?
- Морской волк – это бывалый моряк, посвятивший свою жизнь морю, бывавший во многих передрягах и приключениях. Думаю, меня можно назвать морским волком. Два раза у меня в жизни так получалось, что я некоторое время работал на суше, но уж слишком большой была тяга к морю. Даже думал, неужели когда-то вернусь, стану на мостик и посмотрю вдаль? И когда это случилось, был очень для меня волнительный момент. Это, как в песне: в море тянет домой, ведь всегда скучаешь по родным (появляется немного свободного времени – и сразу думаешь, как там дома, как жена, как сыновья), а как только несколько месяцев побудешь на суше, сразу хочешь в море.
- А почему стали моряком? Это мечта детства, можете вспомнить свое первое впечатление о море?
- Нет, это не была мечта детства. Я жил в деревне, и родители никогда не отдыхали на море – летом очень много работы. Море увидел, когда приехал поступать в Николаевскую мореходную школу. Во время службы в армии (я служил в артиллерии в Венгрии) предлагали пойти в милицию, остаться на сверхсрочной службе, а также пойти в мореходную школу. Нас было трое товарищей, захотевших стать моряками. Вначале думали поступать в Таллинн, а потом остановили свой выбор на Николаеве (я переубедил их учиться в Украине). Наверное, захотелось романтики (тогда все об этом говорили, песни пели), и конечно, мир посмотреть. Выйти за рамки своей привычной среды.
В итоге один друг не приехал, так что поступили и окончили школу вдвоем с товарищем. Очень важно, что в военной части, где служили, мы получили хорошие характеристики и рекомендации. Это тоже сыграло свою положительную роль, что мне потом еще до окончания мореходки открыли визу на дальнее плавание (надо было собрать много разных документов). В противном случае, мог рассчитывать на рейсы только в бассейне Черного моря – Крым, Кавказ.
Первый мой рейс был на судне «Академик Стечкин». Это были поставки техники, в том числе и военной, в Сирию, Ливию, Алжир, Египет, Турцию. Работал в Черноморском морском пароходстве, в рейс ходил старшим мотористом, отвечая за главный двигатель и механизмы в машинном отделении. Потом перешел на пароход «Агостиньо Нето» (в честь лидера Анголы в то время). Если первые рейсы были не так длительны – месяц-два, то потом доходили до 11 месяцев по продолжительности. В то время пришлось даже басни услышать о себе. Я был тогда молод, в своей работе очень старался. В порту общались с одним знакомым, а он спрашивает, что у вас за моторист работает, когда он идет в отпуск, то вместо него берут двух? И называет мою фамилию – было смешно, но приятно. Работа в машинном отделении слишком тяжелая - через несколько лет перешел на палубу из-за проблем со здоровьем.


- Моряк дальнего плавания – такая работа была почетной в советские времена?
- Скорее, этот ареол почетности был связан с возможностью увидеть другие страны. Ведь в те года так называемые капиталистические страны были закрыты для большинства граждан СРСР. А моряки могли видеть мир, хотя со своими особенностями. Да, и заработная плата была достаточной, плюс доступ к импортным товарам от косметики до бытовой техники. Во многих городах работали комиссионные магазины. Привезенные из-за границы вещи продавали там. Это тоже был хороший дополнительный заработок в советское время.
В советское время я получал 130 рублей в СРСР, а за границей зарплата начислялась в инвалютных рублях (около 25). Один такой рубль равнялся к 15 советским. Кроме того, в каждой стране была возможность получить зарплату в валюте той страны. К примеру, привезенный из Японии ковер (стоимостью в мою месячную зарплату) можно было продать в Одессе за тысячу рублей. Это были тогда очень приличные деньги.

- Что вы имеете в виду – «возможность видеть мир, но со своими особенностями»?
- На каждом корабле, совершающем заграничные рейсы, обязательно была должность «помполита» – первого помощника капитана по идеологической части. Он присматривался к настроениям моряков, главное – чтобы были правильные политические взгляды. Не дай Бог, «буржуазные мысли»! И даже в город мы имели право выходить только втроем – один представитель комсостава или член партии, и два моряка. Присматривали, чтобы моряки «правильно» себя вели за границей, не порочили образ своего государства. За недостойное поведение, могли списать с судна.
- Какие воспоминания о заграничных странах тех времен? Что поражало в первую очередь?
- Удивляла, в первую очередь, чистота. Все чисто, ухожено, газончики пострижены, цветы. Очень поразила Япония своим прогрессом. Даже в 80-90-х годах ХХ века казалось, что эта страна живет уже в ХХI веке. И сейчас, когда бываю в Японии, Китае – удивляюсь: в городах там впрямь космические пейзажи.
А мы по-своему удивляли иностранцев. В одном рейсе в Японии судно стало на ремонт, моряки некоторое время проживали в отеле. Были майские праздники, и за несколько дней команда (48 человек) выпила весь запас алкоголя в отеле. Японцы были в шоке!
В Сингапуре чистота достигалась очень большими штрафами. За окурок – 100 долларов. Это тоже было необычно. Но судя по всему – действенно!

- Как развивается современное мореходство в Украине?
- Сложно об этом судить. Черноморское морское пароходство, где я начинал работать, распалось. А может и существует, скорее на бумаге. Потому что почти все моряки уходят в рейсы на иностранные суда. Команды международные, хотя часто подбираются соотечественники. Отработав хорошо один-два рейса, могут собираться работать и дальше. Если хороший капитан – порядочный, ответственный, то и команду он тоже подбирает такую. Есть и кадровые решения фирм, которые занимаются подготовкой и отправкой моряков в рейс. Последнее время, к примеру, в виду сложных отношений Украины и России, стараются, чтобы команды не смешивались. Работают либо россияне, либо украинцы.
Сейчас немного другие кадровые подходы. Раньше сухогрузы, на которых приходилось работать, насчитывали команду около 50 человек, сейчас – 23. Соответственно, рабочая нагрузка выше. Обязательно в составе команды был доктор, сейчас – нет.

- Чем занимается боцман, какие его обязанности на судне?
- Боцман отвечает за состояние и все работы на палубе парохода, в трюмах. Это рабочие краны для погрузки-разгрузки грузов (чаще всего, это уголь, руда, строительные материалы, зерно и т.д), якоря. Во время морских переходов можем производить ремонтные работы: оббивать ржавчину, красить палубу. Все должно быть в рабочем состоянии. За этот участок работы и отвечает боцман. Вообще, у каждого своя зона ответственности на пароходе и свои обязанности.
- Какой Ваш обычный распорядок рабочего дня?
- Обычно подъем в 6 утра. В 7.30 – завтрак, в 8.00 начинается рабочий день. Чаще всего он восьмичасовой, но если какие-то срочные ремонтные работы, или погрузка-разгрузка, то тогда могут работы идти и круглосуточно. В обычный день с 10.00 до 10.20 – первый кофе-тайм, 12.00 – 13.00 – обед, 15.00 – 15.20. Может быть работа и вахтовым методом, дежурство 4 часа через 8, для руководящего состава – 6 через 6 часов. Если аврал – поднимают по команде весь экипаж. Выходные – это половина дня в субботу и воскресение. Занимаемся стиркой, уборкой в каюте. Если есть возможность, то общаемся с семьей по скайпу, также чтение, просмотр фильмов. На современных пароходах есть Wi-Fi, на старых – чаще всего нет. Всегда есть спутниковая связь, работающая в любой точке мира, но она достаточна дорогая. Пользуемся в особенных случаях.
- Леонид Николаевич, есть ли у Вас памятные или необычные истории в рейсах?
- В одном рейсе в Аргентине судно заходило в реку. Впереди у нас был танкер. Это уже было ночное время, часть команды отдыхала. В один момент отказал главный двигатель, и судно начало нести на танкер. В срочном порядке всех подняли, я чуть не босиком бежал на палубу, чтобы отдать якорь. Успел. Столкновения избежали. Капитан тогда лично благодарил.
У берегов Республики Бангладеш наше судно попало в сильное течение. Бросили якорь, но якорь-цепь несло без остановки, и ленточный тормоз не мог ее зафиксировать. Я смог использовать закладной стопор, чтобы нормализировать ситуацию. В такие моменты имеет значение опыт и быстрота реакции.

- Говорят, что женщине на корабле не место. Это действительно так, или это уже просто миф? Есть ли женщины – капитаны судов?
- Должен сказать, что это предрассудки прошлых времен. Лично я с женщинами-капитанами не знаком, но они есть. В наших командах встречал женщин – вторых и третьих помощников капитана. К примеру, в этом рейсе, очень помогла третий помощник капитана с другого судна, рассказав, к чему нужно быть готовым в порту. Ведь в каждой стране есть свои требования к заходящим в порт судам, свое законодательство. К примеру, в Нигерии очень строгое отношение к медикаментам, если найдут в каюте во время осмотра судна хоть одну таблетку, то оштрафуют. Но с другой стороны, там высокий уровень коррупции, поэтому можно и договориться. Такая цена может исчисляться несколькими десятками литров краски.
В последнее время все чаще встречаются женщины-коки, помощницы кока – эта должность на судне называется «мисс-бой». На пассажирских лайнерах работает очень много женщин.
- Купают ли моряков-новичков, когда в первом рейсе судно пересекает экватор?
- Как вы себе это представляете? Если учесть скорость современных судов. Я работаю, в основном, на сухогрузах, но был один рейс на пассажирском лайнере в Карибском бассейне. Там для пассажиров во время пересечения экватора устраивалось шоу, но возле бассейна. Так что рассказы в наше время о купании при пересечении экватора – это чаще всего просто выдумки.
Между тем, в советское время такие случаи были. Могли при пересечении экватора купать и в бочке с отработанным машинным маслом. Правда, мне не пришлось.
- Есть ли в современных морях пираты?
- Да, есть. Но лучше с ними не встречаться. У них скоростные катера и современное оружие. Достаточно много их у берегов Африки. Все те же Сомали, Нигерия. Грабят суда, могут команду взять в заложники. Это нехорошие истории.
- Удалось за столько лет совершить кругосветное плавание?
- Я был во многих странах мира, наверное, и не сосчитаю, посетил все материки, кроме Антарктиды. В прошлом году в рейсе получилось почти кругосветное путешествие. Наш сухогруз вышел из Китая через Тихий океан по направлению в Венесуэлу, потом прошел Панамский канал – через Атлантический океан направился к берегам Африки – в Дакар. Так что путешествие получилось почти вокруг земного шара.
Мне запомнился экологический сюжет несколько лет назад, что в океане очень много мусора, оставленного круизными лайнерами, судами. Изменилась ситуация сейчас, или стала еще более катастрофичной?
В большинстве стран мира стараются следить за чистотой прибрежных вод. Работают специальные службы. Даже если случаются разливы нефти, их собирают. Мусор за борт на пароходе в океане выбрасывать запрещено.
Исключение могут составлять только пищевые отходы, которые могут быть кормом для рыб. Остальной мусор собирается, сортируется и потом сдается в порту. Пластик сжигать строго запрещено.
- Что самое сложное и удивительное в работе на море?
- Самое сложное – это буря в море или океане, когда волны достигают палубы. Действительно, становится страшно. А самое удивительное – восход и закат солнца. К этой красоте нельзя привыкнуть!
- Так много лет прожили в Одессе, стали ли настоящим одесситом?
Одесситом нельзя стать, им нужно родиться. Но Одесса для меня – это давно уже родной город. Я не хочу жить в каком-то другом.
- А другой стране?
В молодости думал об этом, а сейчас, наверное, поздно что-то менять. Испания, Португалия, Греция – хорошие страны. На самом деле, хочу жить достойно в Украине.
- Моряки – богатые люди?
- Все относительно. Сейчас существует большой разрыв в заработных платах. Например, у капитана судна зарплата достигает до 10 тыс. долларов месяц. У боцмана – 1300 – 1800 долларов месяц, а помощник кока может получать 500 долларов. Конечно, на квартиру – машину моряк зарабатывает быстрее, чем представители других профессий.
- Представляете свою жизнь без моря?
- Уже давно не представляю. Это внутренняя необходимость.
- О чем-то жалеете?
- Думаю, в основном, в своей жизни ничего бы не менял. Разве, что получить образование высшее, чтобы можно было работать старшим механиком. Мне предлагали вступать в партию и идти учиться. Но не сложилось.

- Ожидаете, что Ваши сыновья тоже пойдут по стопам отца?
- Старший Алексей закончил морской колледж в Одессе. Недавно вернулся из своего первого рейса. Младший Артем – еще школьник. Так что, поживем – увидим.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
Залишити коментар
інші новини
Олександр Пихтар ввечері виклав своє фото у Фейсбук, а наступного дня ...
2025-05-31 15:07:01
У Куликівській громаді молодь встановила вуличні вказівники з пластико...
2025-05-31 14:47:20
Якщо у дитини алергія: як лікують алергію в Чернігівській обласній дит...
2025-05-31 14:34:34
У Гнатівці на Чернігівщині хтось полює на собак
2025-05-31 14:12:05
Потрійна ДТП у Чернігові: за попередньою інформацією в одній із автіво...
2025-05-31 13:57:41
Вихователька Тетяна Степенкова розповіла про любов до дітей, яка перем...
2025-05-31 13:32:40
На Чернігівщині 363 офіційні мільйонери
2025-05-31 13:07:45
На ринках Чернігівщини молода морква по 70 гривень за кіло, буряк — по...
2025-05-31 12:54:31
4 людей травмовано - в Ніжинському районі зіткнулися легковик та мікро...
2025-05-31 11:49:57
1 червня до Дня захисту дітей запрошують бажаючих відвідати дзвіницю С...
2025-05-30 19:14:12