
Лодочный круиз по "большой петле" Амстердама
Путевые заметки-2025. Часть четвертая
Протяженность "Большой петли" по каналам Keizersgracht и Prinsengracht составляет более 6 километров
Следует отдать должное детям – уже при первом выезде из Алкмара в Амстердам они зашли с козырей: 3-х часовой лодочной прогулки по каналам, в маршрутную карту которой входит три "петли".
Поначалу планировал рассказ о нашей водной экскурсии изложить в одной статье. Но поскольку по мере подготовки материалов пост стремительно увеличивался в объеме -- решил, с одной стороны, немножечко пощадить читателей, а с другой -- не сокращать интересных подробностей. Поэтому, не мудрствуя лукаво, разбил материал на три части, в каждой из которых будет рассказ об одной петле каналов.
Случай в амстердамском Маке
Доехав до станции Амстердам-Амстел (это все равно, что метро "Днепр" в Киеве)…
…наша четверка разделилась на две команды: мы с сыном направились в Мак за бургерами, а супруга с невесткой пошли в супермаркет за всем остальным…
Зачем? Потому что главное правило правильного круиза по каналам звучит приблизительно так:
Путешествовать по каналам без кайфа, то бишь, не накрыв в лодке стол или хотя бы без бокала с мартини в руке, в Амстердаме считается моветоном!
Название заведения "McDonald's на Amstel Towers" как бэ тонко намекает на то, что рядом с ним взметнулась в небо 100 метровая башня 24-х этажного здания "Amstel Towers"…
Несмотря на обеденное время (а на часах был уже практически полдень), в 70-ти метровом зале находилось всего два посетителя: мама с девочкой. Сделав заказ на четыре дабл чизбургера, мы ждали его исполнения минут 10-15. И это в Маке!!!
При этом на лицах сотрудников, скучающих у стойки приема заказов, просто визуально читалась известная сцена из "Крестного отца": -- Да, мы в курсе, что вы сделали у нас заказ еще полгода назад, но вы сделали это без уважения!!!
***
Шучу, конечно, однако неспешное обслуживание в Нидерландах – это не баг, а фича. Кстати, во многих заведениях навороченный сэндвич является основным блюдом, которое аборигены могут неспешно поедать минут сорок с помощью ножа и вилки.
А то в одном из амстердамских ресторанчиков я, признаться, не сразу понял – почему у девочки за соседним столиком отвалилась челюсть, когда она увидела, что фирменный сэндвич со сложной начинкой и тремя видами соусов заезжий варвар в моем лице кусает, держа его прямо в руках…
Почем покататься на лодочке?
У ведущих "флибустьеров" лодочного рынка: компаний Lovers, Blue Boat, Stromma, Flagship Amsterdam почасовая цена прогулки по каналам составляет от 16 до 20 €.
Компания Stromma Netherlands имеет более чем 100-летнюю практику в Амстердаме, что делает её старейшей судоходной компанией города. История деятельности начинается с 1912 года с компании Rederij Bergmann, а в 1920-х годах к ней присоединилась Meijer’s Rondvaarten. Позже, в 1984 году, эти компании объединились под брендом Canal Company, который в 2016 году был приобретён шведской Stromma Group.
Флот компании включает 31 прогулочный катер, 15 открытых лодок (слоупов), 1 салонный пароход и 100 водных велосипедов.
Основные точки посадки для круизов расположены рядом с Центральным вокзалом, Дамраком и музеем Рейксмюсеум.
Лодочная компания Lovers Canal Cruises, основанная в 50-х годах прошлого века, располагает парком в более полста катеров. Название «Lovers» происходит от фамилии основателя и не связано с английским словом «любовники» (по-голландски произносится как «Ло-верс»). Однако лодки, рассчитанные минимум на полста пассажиров – как по мне не самый комфортный вариант.
Пункты посадки: около Центрального вокзала (Prins Hendrikkade 25), дома Анны Франк, площади Лейдсеплейн и музея Рейксмузеум.
Компания Flagship Amsterdam основана в 2017 году и располагает лодочным парком свыше 60 единиц (лодки рассчитаны на небольшие группы до 20 человек). Как правило, на лодках есть бар с напитками (пиво, вино, коктейли) и закусками, такими как голландский сыр.
Круизы начинаются из трех точек: дома Анны Франк (Prinsengracht 267), Центрального вокзала или музея Рейксмузеум. Бронирование доступно через официальный сайт (flagshipamsterdam.com), где предлагаются самые низкие цены.
Кстати, Flagship Amsterdam предлагает эксклюзивный круиз по каналу Tulip Tour (в лодке, украшенной цветами). Не сложно догадаться, что этот тур пользуется повышенным спросом у молодоженов...
Blue Boat Company — семейная компания, основанная в 1948 году как Rederij Noord-Zuid. В 1990-х годах Rederij Noord-Zuid была переименована в Blue Boat Company, а лодки получили характерный синий дизайн. Впоследствии компания приобрела конкурента Amsterdam Canal Cruises, увеличив свой флот до 15 лодок.
Шесть лодок имеют доступ для инвалидных колясок, что делает Blue Boat единственной компанией в Амстердаме, предлагающей такие услуги.
Маршрут City Canal Cruise: 75-минутный круиз по каналам ЮНЕСКО с аудиогидом на 19–21 языке (включая русский, английский, немецкий, французский, испанский и др.). Круиз охватывает ключевые достопримечательности, такие как дом Анны Франк, Золотая излучина и мост Магере-Брюг.
Местоположение: Два причала: Stadhouderskade 501 (напротив Hard Rock Cafe) и Stadhouderskade 550 (напротив Heineken Experience). Гостей просят прибыть за 15 минут до отправления.
Цены и бронирование: Стандартный билет на City Canal Cruise стоит €18,50 при покупке на месте и €16,50 онлайн.
***
Особо отмечу, что на выбор предлагаются различные варианты прогулок: с одним "бесплатным" коктейлем, круиз с пиццей, круиз с ужином, круиз с неограниченным количеством сыра и вина. Хотите, хоть тур с погружением в нирвану: то бишь, с дегустацией различных сортов канабиса (и это не шутка!). Как говорится, любой каприз за ваши деньги!
Если вы не имеете опыта самостоятельного управления электроботом, то, конечно, альтернативу данному варианту придумать сложно, да и часовой экскурсии будет вполне достаточно.
Но если вы находитесь в компании друзей, коллег или родственников – скажем, группой от 4 до 6 человек, то аренда лодки будет отличным вариантом круиза! Ведь какой кайф от прогулки в катере, в который напихано 20, 40, а то и 60 человек? Конечно, это лучше, чем ходить по Амстердаму пешком, но всё равно – так себе удовольствие: на троечку с плюсом.
Неудивительно, что дети выбрали самостоятельную трехчасовую прогулку по каналам, взял электролодку в аренду в прокатной компании Mokumboot.
Цена вопроса, включая туристический налог в размере 2,60 евро с пассажира, составила 150 евро. То есть, в среднем на человека цена часа прогулки вышла в 12,5 евро.
Вроде бы и недешево, но, во-первых, таки дешевле, чем по среднему тарифу 18 евро в час, а во-вторых, ты плывешь куда хочешь и сам рулишь. Что, кстати, тоже прикольно…
Правила проката
У компании Mokumboot семь лодочных станций, разбросанных по всему городу. Наша лодочная станция называлась Амстердам Веспер/Amsterdam Weesper или Амстердам Восточный, на улице Шолленбруг / Schollenbrugstraat 1.
Правила лодочного проката просты:
- вам должно быть не менее 18 лет;
- вы должны иметь при себе удостоверение личности (что при возможностях современных смартфонов вовсе не обязательно).
Плюс, прежде чем отправиться в плавание, надо внести депозит в размере 100 евро. А то вдруг вы возьметесь за весла и рванете к канадской границе!
И да, самое главное правило: хотя бы капитан должен быть трезв. Правда и это правило вовсе не догма.
После получения короткого инструктажа, нам на руки дали маршрутную карту, что, конечно, удобно – по ней легко ориентироваться даже если вы впервые в Амстердаме.
Кстати, краткие правила изложены в табличке прямо на рулевой колонке электробота:
***
- Это агонь! – сказал я, как только мы загрузились в лодку и отдали швартовы. Жена подозрительно на меня посмотрела… – В смысле, пожарная часть! – пояснил – Прямо напротив нас!
На фото: здание пожарной части в районе Амстердам Веспер
После чего ударился в гуманизм, скомандовав сыну: -- Смотри куда рулишь! Не задави уточку!
Проплываем мы, между прочим, мост #340 под названием "Schollenbrug"
Два километра по реке Амстел
Вообще-то Amstel, как, кстати, и Славутич – это не столько пиво, сколько река. Вот по ней мы и плыли…
Миновав четыре моста и шлюзы, мы достигли цели №1 на нашем маршруте: входа в канал Кейзерсграхт / Императорский канал. Который так назван в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I. Чего уж такого хорошего он сделал для Амстердама? – лично мне неизвестно…
***
Если я ради краткости текста перейду сразу ко второй части, то у читателей может сложиться обманчивое впечатление, что на этом участке пути не было ничего интересного и достойного внимания. Но это, конечно, не так – в любой точки Амстердама полно исторических артефактов и достопримечательностей, достойных отдельных рассказов.
***
Протяженность участка пути по реке Астел составляет два километра "с хвостиком", то есть мы по нему шпилили со средней скоростью 6 километров в час как минимум минут двадцать, любуясь на окружающие виды:
На гугл-фото: Niewe Amstelbrug (Новый мост Амстел или мост № 101) -- двойной разводной мост, которому более века (движение по нему было открыто в июле 1903 года, а в 1986 году был проведен капитальный ремонт).
Длина моста 114 м, ширина 16 метров. Вроде мост как мост, но если начать приглядываться к деталям, то только одни фонарные столбы в стиле ар-деко – безусловно, достойны внимания!
До следующего моста буквально триста метров...
На гугл-фото: Torontobrug (или Мост №350). Общая длина: 120 м, ширина: 34 м. Движение по нему было открыто 23 октября 1969 г. Архитектор: Дик Слебос
На фото (автора): между мостами Torontobrug и HogeSluis находится роскошное здание пятизвёздочного отеля InterContinental Amstel.
Современное здание InterContinental Amstel Amsterdam "де-юре" имеет четыре этажа, хотя де-факто все пять. Но "родительское" здание было трехэтажным, о чем свидетельствует широкий карниз над третьим этажом, указывающий на изначальную высоту.
Архитектором оригинального здания является Корнелис Аутсхорн (Cornelis Outshoorn), известный голландский архитектор XIX века, который спроектировал отель в эклектичном стиле с элементами классицизма и ренессанса, а дополнительный этаж к зданию был добавлен в 1899–1900 годах по проекту архитектора Дирка Маргаданта (Dirk Margadant), что увеличило его высоту.
В 2007 году это был единственный отель в Нидерландах, попавший в список лучших отелей мира , в котором он занял 90-е место…
***
Расстояние между мостами Torontobrug и HogeSluis чуть более ста метров...
На гугл-фото: Хогеслёйс /HogeSluis (он же "Высокий замок" или Мост №246) — монументальный двухпролётный разводной мост в с десятью проездами, спроектированный Виллемом Шпрингером в парижском стиле. Старый мост XVII века был заменён нынешним в 1883 году. Это подъемный мост, один из крупнейших в городе, известный своей сложной конструкцией и механизмами открывания. Мост украшен чугунными украшениями (с гербами города), балюстрадой из натурального камня, обелисками из натурального камня с декоративными подставками для фонарей и раритетными фонарями.
Через мост проходит улица Сарфатистраат / Sarphatistaat — между прочим, это единственная улица в Амстердаме, имеющая одинаковое название по обеим сторонам реки Амстел.
С 2017 года это первая велосипедная улица в Амстердаме, предназначенная в первую очередь для велосипедистов, хотя и движение автомобилей по ней не запрещено.
На фото (автора): проходим Amstel sluices -- шлюзы, которые необходимы для регулирования уровня воды и обеспечения судоходства.
На гугл-фото: а вот так шлюзы выглядят с высоты птичьего полета, справа находится 4-х этажное здание театра Карре.
Вики-справка:
Королевский театр Карре (нидерл. Koninklijk Theater Carré ) — театр в стиле неоренессанс в Амстердаме, расположенный на берегу реки Амстел. Когда театр был основан в 1887 году, он изначально планировался как постоянное цирковое здание. В настоящее время он используется в основном для мюзиклов, кабаре и поп-концертов.
На фото: вид с реки на мостик через вход-выход канала Принсенграхт / Prinsengracht
На фото: Магере-Брюг (нидерл. Magere Brug, в переводе «Тощий мост». Он же Мост №242). Считается одним из самых известных и живописных мостов города, соединяющий улицы Керкстраат и Ньиве-Керкстраат между каналами Кейзерсграхт и Принсенграхт через реку Амстел. Он является разводным и часто упоминается как знаковая достопримечательность Амстердама…
До 2003 года мост использовался для автомобильного движения; после ремонта и реконструкции теперь он доступен только для велосипедистов и пешеходов. Его разводят несколько раз в день для пропуска судов; туристические катера могут проходить под мостом, когда он закрыт. Самая свежая реставрация моста проводилась в 2010 году. Долгое время мост украшали 1800 лампочек, которые включались вечером. В начале 2011 года компания Light International заменила эти лампы светодиодными.
Кстати, очень жаль, что удалось выбраться в Нидерданды только сейчас, когда дети уже переехали из Амстердама. Ибо, во-первых, жили они в самом центре, а во-вторых, ночью город выглядит просто сказочно-волшебно:
***
На фото внизу: мостик через канал Кейзерсграхт
И вот, наконец, мы доплыли до входа в канал Keizersgracht, откуда начнется участок №2 нашего маршрута…
Участок #2: "Большая петля" по каналам Кейзерсграхт и Принсенграхт
Начну с общих сведений:
Всего Амстердаме насчитывается от 70 до 165 каналов (кто как считает!) общей протяженностью более 100 км, которые образуют около 90 островов и соединяются более чем 1500 мостами.
Грахтенгордель (буквально «пояс каналов») – находится в историческом центре Амстердама, то есть это главное место туристического паломничества.
И это всемирно известное "Кольцо каналов", включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоит из четырех главных водных артерий:
Сингел / Singel — самый старый канал, изначально выкопанный в 1428 году как оборонительный ров. Сейчас это внутренний канал, начинающийся у Центрального вокзала и впадающий в реку Амстел у площади Мюнтплейн. На его берегах находится известный цветочный рынок.
Херенграхт / Herengracht — «Господский канал», названный в честь регентов Амстердама. Известен своей «Золотой излучиной» (Gouden Bocht) — фешенебельным районом с роскошными особняками.
Кейзерсграхт / Keizersgracht — «Императорский канал», самый широкий из главных каналов, названный в честь императора Максимилиана I.
Принсенграхт /Prinsengracht — «Принцев канал», самый длинный, названный в честь принца Оранского Вильгельма I.
"Большая петля" (Keizersgracht +Prinsengracht)
Протяженность второго участка маршрута: "Большой петли" по каналам Keizersgracht (2,8 км) и Prinsengracht (3,2 км) составляет где-то 6200 метров. Несложно подсчитать, что круиз по данному пути займет час с хвостиком и в течение этого времени мы проплываем под тремя десятками мостиков, переброшенным через канал (если быть точным, то 31).
Здесь есть на что "положить глаз", ибо каждый дом в центре Амстердама уникален и неповторим. Как, скажем, красивые женщины – которые конструкционно вроде бы сложены по одной схеме, но в каждой из них есть собственные изюминки, душа и харизма, делающими их уникальными и неповторимыми!
***
Если честно, то мне не совсем понятно – почему мы шли по петле двух каналов против часовой стрелки, а не наоборот, ибо движение по каналам двухстороннее. Возможно – это условие оферты с пунктом проката: следовать согласно направления маршрутной карты. Надо будет уточнить у сына…
Вход в канал Кейзерсграхт. Мост #36 Лукаса Янса Зинка
Итак, свернув на западном берегу реки Амстел и проплыв под мостом №36 (он же мост Лукаса Янса Зинка / Lucas Jansz Sinckbrug)…
…мы входим в канал Кейзерсграхт ширина которого достигает 31 метра, а потому сразу за первым мостиком через канал начинаются ряды "домов на воде" или "хаусботов" (на англ.), они же "воонботен" (нидерл. Woonboten, в единственном числе "woonboot") пришвартованных с обеих берегов. Насчитал их порядка дюжины.
Это традиционные баржи, переоборудованные в жилые помещения.
Если у кого-то невзначай сложится впечатление, что на этих баржах живут местные бомжи, то это заблуждение, которое не имеет ничего общего с реальностью. Во-первых, все эти воонботен подключены к городским коммуникациям (электричество, вода, канализация), во-вторых, средняя рыночная цена "домов на воде" в старой части Амстердама варьируется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов евро…
На фото внизу: по бокам те самые баржи, а далее вид на мост #37.
Mост #37 Peylsluis. Rembrandt Bloemen. Studio Bazar
Peylsluis (официально мост №37) – автомобильный мост через канал Кайзерсграхт на улице Утрехтсестрат (Utrechtsestraat), по которому с 1948 года ходит трамвай №4.
Изначально в этом месте был шлюз, поэтому на расширенных причалах стоял дом смотрителя шлюза, ныне превращенный в цветочный киоск Rembrandt Bloemen.
На фото: цветочный киоск Rembrandt Bloemen (архивный снимок ©Kees Stoof)
Поскольку мост относительно низкий, плавучие дома на Кайзерсграхте возможны только к востоку от него.
Также нельзя ни обратить внимание на нарядное белое здание с угловой круглой башенкой по адресу Кайзерсграхт 709 -- формально пятиэтажное, но де-факто шестиэтажное. Здание имеет статус муниципального памятника.
На первом этаже с 2004 года размещается магазин кухонных принадлежностей Studio Bazar.
До следующего моста плыть буквально 150 метров. Но и на этом коротком участке каждое винтажное здание является живым музейным экспонатом, имеющим собственную историю.
Вот, казалось бы, чем примечателен дом, на который я обратил внимание из-за высокого крыльца? Начал выяснять историю здания по адресу Keizersgracht, 734 – оказалось, что дому более 350 лет! -- он построен еще в 1671 году, поэтому является национальным памятником архитектуры. В XVIII веке в доме, среди прочих владельцев жилья, жил Питер Корнелис Хасселер, занимавший пост мэра Амстердама не менее восьми раз.
Мост #38: Этгенслёйс. Музей иллюзий. Музей Ван Луна
Следующий трехарочный мост называется Этгенслёйс / Oetgenssluis (официально мост №38). На снимке он спереди нас (на фото не видно, но рядом с ним мосты №39 и №40 перпендикулярного канала Регульерсграхт).
На этом отрезке пути слева по курсу расположены Музей иллюзий /Muzeum of Illussions (здание под стеклянной крышей по адресу: Keizersgracht, 676 )…
… и музей Ван Луна (Keizersgracht, 672) в доме, построенном (на секундочку!) в 1672 году. Но его все красивости следует смотреть не со стороны канала, а со двора. Иллюстративное фото прилагаю:
Тут я решил поменяться с сыном местами и сесть за штурвал. Рулить прикольно, но, признаться, сложно управлять лодкой и рассматривать окружающие дома. Постоянно надо следить, чтобы не столкнуться с лодками, выплывающими из перпендикулярных каналов. Трафик там довольно оживленный…
Мост #41 Йоханны Борски. Здание "Де Базель"
Тем временем, проплыли неразводной мост, который носит имя Йоханны Борски / Johanna Borskibrug (в городском каталоге мостов он идет за номером 41) — он расположен на пересечении улицы Вейзелстраат / Vijzelstraat с каналом.
Мост 41 был завершён в 1923 году, перепроектирован в 1950-х годах, а в 2020/2021 году из-за проседания был разобран по частям, а затем собран заново.
Фото: строительно-монтажные работы по ремонту моста, 7 марта 2021
Обращу ваше внимание на семиэтажное здание Spaces по адресу Vijzelstraat 68-78, которое представляет собой современный бизнес-центр, ранее в нем располагался главный офис банка ABN AMRO. Здание, выполненное из бетона, отличается использованием стеклянных элементов и больших окон, которые обеспечивают обилие естественного света и открывают живописные виды на оживленную городскую жизнь. Внутри есть небольшой сад.
Кстати, об Йоханне Борски, которая была незаурядной личностью.
Johanna Borski (1764-1846), которая посли смерти мужа возглавила банкирский дом, называли "финансистом Нидерландов", потому что она инвестировала в долгосрочные проекты, такие как De Nederlandsche Bank (голландский банк), De Nederlandsche Handelsmaatschappij (голландская торговая компания) и Hollandsche IJzeren Spoorweg Maatschappij (голландская железная железнодорожная компания). Она дважды спасала от банкротства Голландскую торговую компанию и, читай, голландское государство…
***
Что значит аббревиатура SPQA на балясинах или перильных столбах моста? Она является отсылкой к знаменитой римской аббревиатуре SPQR (Senatus Populusque Romanus — «Сенат и народ Рима») и расшифровывается как Senatus Populusque Amstelodamensis, что в переводе с латыни означает «Сенат и народ Амстердама».
В Амстердаме в начале XX века (в так называемую Серебряную эпоху Амстердама) архитекторы, особенно связанные с движением Амстердамской школы, использовали SPQA в качестве шутливого или символического девиза, что отражало гордость за город и его значение как важного центра архитектуры, социальной застройки, культуры и науки.
***
За мостом с правой стороны высится небанальное здание, на которое сложно не обратить внимания.
Здание "Де Базель" (адрес: Вейзелстраат, 32) спроектировано архитектором Карелом де Базелем / Karel de Bazel (считается его важнейшей работой) и построено в период с 1919 по 1926 год. Оно уникально хотя бы тем, что в то время как остальные дома вдоль канала в этом районе не превышают пяти этажей, "Де Базель" может похвастаться десятью. Кроме того, здание необычайно длинное (100 метров вдоль Вейзелстраат) и широкое.
Первоначально здание называлось De Spekkoek, из-за изысканности сочетания светлых и темных слоев, но теперь называется De Bazel, по имени архитектора.
Изначально здесь размещалась штаб-квартира Нидерландской торговой компании (NHM), а с 2007 года в этом здании размещается Амстердамский городской архив…
***
Достаточно интересно смотрится 6-ти этажное здание с плоской кровлей "в кружочки" по адресу: Vijzelstraat 79, явно построенное в конце XX века. Но какой-то подробной информации в открытом доступе я о нем не нашел…
Мост #42 Вильрейдерсбруг
Следующий мост встретился нам на пересечении улицы Nieuwe Spiegelstraat с каналом Кейзерсграхт. Мост №42 как бы ничем, кроме классических трехарочных манер, и не примечателен, а в народе получил неофициальное название Вильрейдерсбруг / Wielrijdersbrug (Велосипедный мост).
Но еще раз скажу, что в Амстердаме можно любоваться с любого дома, на который ляжет ваш взгляд. Обратите внимание – сколь изысканно смотрится здание из темного кирпича в правом углу Велосипедного моста (адрес: Nieuwe Spiegelstraat 26)!
***
Или вот дом с другой стороны моста, который вроде бы ничем особо не примечателен…
…до тех пор, пока не начнешь выяснять его уходящую в глубь веков "поднаготную".
Вот вы можете себе представить, чтобы в "вяликой расее" второй половине XVII века обыкновенный плотник мог себе купить участок земли и построить на нем несколько домов на продажу? Но именно так Герман Радемакер приобрел участок земли на углу улицы Ньиве-Шпигельстрат и канала Кайзерсграхт, где построил пять домов…
Два столетия спустя, с 1880 по 1887 год, в угловом здании располагался магазин деликатесов, где в то время можно было купить такие экзотические товары, как виноград, ананасы, китайский имбирь, бананы, спаржу и анчоусы. Владелец, Якоб Лиссоне, жил с семьёй над магазином.
Благодаря его хорошим международным связям, кто-то из знакомых попросил его организовать групповую поездку в Лондон. Поездка имела такой успех, что Lissone стала первым туристическим агентством в Нидерландах. В 1883 году Лиссоне организовал поездки со всей страны на Всемирную выставку в Амстердаме. Для этого было основано Нидерландское туристическое бюро (Vereeniging Nederlandsch Touristenbureau)…
В 1927 году было заключено партнерство с туристическим агентством Lindeman. После нескольких слияний оба туристических агентства, в конце концов, вошли в состав крупнейшего туристического холдинга мира TUI (Touristik Union International)…
***
На следующем отрезке пути в архитектурной сокровищнице Амстердама обнаружилась драгоценная камея из камня и кирпича: здание Кеизерсграхткерк (Keizersgrachtkerk) -- реформатской церкви, построенной в 1888 году.
Нереально роскошное здание было спроектировано архитекторами Герлофом Бартоломеусом Зальмом и Авраамом Зальмами (отцом и сыном).
Специально нашел осенний "нюдс" здания, на котором эта красота не скрыта листвой деревьев…
Мост #43 Leidsestraatbrug
Leidsestraatbrug (или мост №43) – следующий мост на пересечении канала с улицей Лейдсестраат / Leidsestraat. Это неразводной мост по которому проходят пути трамвайных маршрутов №2 и 12. Мост имеет три пролёта. Самый большой из них имеет ширину 6,70 метра и высоту 1,77 метра.
Скульптуры Хильдо Кропа на опорах моста изображают мифических существ.
Декоративные решетки также заслуживают внимания...
В этом месте нельзя оставить без внимания здание Метц / Metzgebouw— историческое офисное и торговое здание в Амстердаме, которое было построено для New York Life Insurance Company, американской страховой компании, и соответственно, изначально известное как New York Building.
Здание, высотой 26 метров, было спроектировано архитектором Яном ван Лоем в эклектичном нео-стиле. Строительство завершилось в 1891 году и на тот момент оно было самым высоким частным зданием в городе.
В 1908 году в здание переехала Metz & Co., старая амстердамская компания по производству тканей, которая позже специализировалась на мебели и предметах домашнего обихода. В 1918 году Metz & Co. заказала реконструкцию здания в один большой семиэтажный универмаг одежды и дизайна интерьера. Metz & Co. оставалась в здании до 2012 года, после чего там была основана сеть магазинов одежды.
С мая 2024 года в здании Metz размещается международный автомобильный бренд NIO.
В общем, это красивое здание достойно отдельного поста, а особенно элегантно оно выглядит в вечернее время…
Триумвират мостов на пересечении каналов Leidsegracht и Keizersgracht
Очередной мост следует буквально через 150 метров, точнее сказать, триумвират мостов на пересечении каналов Leidsegracht и Keizersgracht:
- два одноарочных №44 (носит имя "Abel Weetnietbrug", он же мост Хемони)...
...и №45 (Steenhouwerijbrug / Каменный мост) через канал Лейдсеграхт
- центральный мост: через канал Кейзерсграхт (под которым мы и проплывали) -- трехарочный №46 (бывший мост Квеллейн) –
***
На следующем отрезке в 200 метров идет "стандартная" 5-ти этажная застройка винтажных домов.
Мост #47
Мост №47, через который проходит улица Runstraat, переходящая в улицу Huidenstraat – выглядит братом-близнецом остальных трехарочных мостов.
Но что, разве мне жалко запостить его фотку -- специально для рубрики "Найдите хоть одно отличие с предыдущим"?!
***
А вот на следующем прогоне в 150 метров, одно из зданий выбивается из общего ряда, выглядя эдаким упитанным кукушонком в гнезде с птенцами трясогузки. Именно такое сравнение приходит на ум, когда видишь трехэтажный дом, который выше соседних 4-х этажного (слева) и 6-ти этажного справа!
Это здание названо по имени интеллектуального общества в Амстердаме Felix Meritis (это латинский слоган «Счастлив благодаря заслугам»).
Дом, построенный по проекту архитектора Якоба Оттена Хусли / Jacob Otten Husly, был торжественно открыт 31 октября 1788 года. Нет, вы только прикиньте, дому 237 лет, а он выглядит, как невеста на выданье!
Сзади него, кстати, находится овальный концертный зал (известный своей великолепной акустикой), который являлся главным музыкальным залом Амстердама до конца XIX века, пользовался большой международной известностью и незыблемой акустической репутацией.
Мост #48 Мартен Тоондер
Через три дома от здания Felix Meritis, следует очередной трехарочный мост, через который проходит улица Berenstraat. Это мост Мартен Тоондер /Marten Toonderbrug (мост №48)
В течение многих лет мост был неофициально известен как мост Феликса Меритиса, однако в 2022 году мост был назван в честь писателя и художника Мартена Тоондера.
Еще через двести метров классической винтажной застройки по обеим сторонам канала, следуют очередной мост под номером 49...
Мост #49 "Kees Fensbrug"
Если честно, то я так и не разобрался с какой стороны канала Keizersgracht заканчивается улица Reestraat и начинается улица Hartenstraat, однако совершенно точно известно, что классический трехарочный мост №49 в 2009 году был назван в честь литературного критика Кеса Фенса.
***
А вот следующий 160 метровый участок канала оказался гораздо интереснее – слева по курсу показался фасад храма сирийской православной общины -- Церкви Пресвятой Девы Марии.
Это неоготическое здание, построенное в 1852–1854 годах по проекту Тео Молькенбоера.
Мост #106 Нико Энгельсхмана. Гомомонумент и тыл Вестеркерка
Затем, на пути к главным архитектурным вкусностям на районе, мы проплыли под мостом Нико Энгельсхмана (Nico Engelschmanbrug) по которому над каналом проходит улица Raadhuisstraat. Этот стационарный (неразводной) мост в реестре значится №106.
В 2001 году мост был объявлен национальным памятником. В реестре памятников мост описывается следующим образом: «Неподвижный мост с двумя пролетами. Опоры из кирпича и натурального камня. Крылья из кирпича, в нижней части у ватерлинии украшенные блоками натурального камня, а на концах утяжеленные резными пилонами. Колонны из кирпича и декорированные блоки и полосы из натурального камня. Скульптура у центральных колонн из серого гранита, изображающая дважды голову фавна с длинной бородой между группами из трех ворон, под которыми находятся две головы лягушек…"
Архитектор моста: Пит Крамер (Piet Kramer), декоративные кованые балюстрады спроектированы и изготовлены Х. Й. Винкельманом (Hendrik Johannes Winkelman), опоры моста украшают скульптуры Хильдо Кропа (Hildo Krop)
На фото: голова фавна -- существа из римской и греческой мифологии – гибрида человека с козлом (хотя, если честно, и в жизни встречаются такие козлы, в которых от человека осталось процентов десять – не больше!)
***
Кстати, мост был назван в 2002 году в честь Нико Энгельсхмана, актера и пионера движения за права ЛГБТ в Нидерландах.
Неудивительно, что рядом с мостом установлен Гомомонумент (нидерл. Homomonument) -- мемориал в память обо всех геях и лесбиянках, которые подверглись угнетению и преследованию из-за своей сексуальной ориентации. Памятник, построенный по проекту нидерландской художницы Карин Даан, был торжественно открыт 5 сентября 1987 года на площади Вестермаркт (нидерл. Westermarkt).
Гомомонумент представляет собой абстрактную композицию из трёх треугольников розового гранита. Этот символ имеет исторические корни — розовый треугольник служил меткой узников-гомосексуалов в нацистских концлагерях. По разным оценкам в ходе нацистской политики истребления погибло до 50 тысяч геев. Впоследствии розовый треугольник стал символом эмансипации ЛГБТ-сообщества и его борьбы за свои права.
***
Вот не знаю как вы, а лично я к лесбиянкам и геям отношусь гораздо лучше, чем к конченным пидарасам типа путина и Трампа. Поэтому детально остановлюсь на пояснениях значения символики монумента, чтобы вы могли оценить уровень фантазии и мышления художницы Карин Даан.
Во всяком случае, лично меня заинтересовало – почему один треугольник утоплен в мостовую, второй – находится на воде, а третий – возвышается над землей в виде постамента.
Если посмотреть на снимок сверху, о хорошо видно, что мемориал представляет собой композицию из трех равносторонних треугольников розового гранита с ребром 10 метров, которые соединены между собой тонкими линиями из аналогичного материала. Таким образом в совокупности образуется один большой правильный треугольник со стороной 36 метров.
Между прочим вершина треугольника, выступающая в канал, указывает на площадь Дам, где располагается Национальный монумент жертвам Второй мировой войны. В воде расположен "треугольник настоящего" (выдвину версию, что вода подчекивает хлипкость жизни, висящей на сопле случайности).
Треугольник вровень с брусчаткой символизирует прошлое. По периметру плиты выгравирована строчка из стихотворения «Молодому рыбаку» нидерландского еврейского поэта, который предположительно был гомосексуалом, Якоба Исраэля де Хаана: «Такая безграничная тяга к дружбе» (нидерл. «Naar Vriendschap Zulk een Mateloos Verlangen»), что по замыслу Карин Даан описывает основную движущую силу в отношениях между людьми. Вершина, внешняя по отношению к большому треугольнику, указывает на дом Анны Франк, еврейской девочки, чьи дневники времен немецкой оккупации Нидерландов объединили в истории судьбы одного ребёнка миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом.
И, наконец, треугольник выполненный в виде подиума, возвышающегося на 60 сантиметров над поверхностью площади, символизирует будущее время. Вершина, обращенная наружу, указывает на штаб-квартиру ЛГБТ-организации «COC» на улице Розенстрат 14. Аббревиатура «COC» первоначально расшифровывалась как «Cultuur en Ontspannings-Centrum» (с нидерл. — «Центр культуры и отдыха») и была задумана как нейтрально звучащее прикрытие для реально работавшей ЛГБТ-организации. Основанная в 1946 году, она является старейшей гей-организацией в мире. Рядом с треугольником располагается информационный киоск «Pink Point» (с англ. — «Розовый Пункт»), где можно приобрести литературу, сувениры, касающиеся гей-жизни Нидерландов. Сам подиум часто используется в качестве сцены для различных мероприятий.
И, таким образом, гомомонумент физически воплощает три идеи и три времени: память о прошлом, противостояние дискриминации и репрессиям в настоящем и напутствие на будущее.
***
Фигасе сколько смыслов удалось вложить Карин Даян в свой замысел! Как принято говорить в подобных случаях, "Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гете"!
***
Плывя по каналу, за треугольником настоящего на воде, виден самый большой храм в Амстердаме, который "стоит лицом к лесу, а к нам жопкой": то бишь, главный фасад обращен к Принсенграхт -- каналу, проходящему параллельно, а на канал Кейзерсграхт выходит тыльный фасад.
Рассажу подробнее о Вестеркерке, когда повернем и будем плыть о Принсенграхт…
***
Да-с, чуть не забыл сказать, что в 2025 году на мосту Нико Энгельсхмана велись какие-то ремонтные работы, поэтому рядом был сооружен временный мост для прохода пешеходов. Но это так с слову…
***
Через сто метров от "треугольника настоящего" не пропустите шикарный объект, достойный вашего внимания: 6-ти этажное здание высотой в 37 метров, примечательное архитектурой в стиле модерн, часами, мозаичной картиной на фасаде и крышей, крытой кованой медью.
Это "Астория" -- здание, построенное в 1904—1905 годах в качестве штаб-квартиры страхового банка «Eerste Hollandsche Levensverzekerings». Сей дом по адресу: улица Кейзерсграхт 174-176 находится в одном квартале с Домом Анны Франк. Так что если будете ходить по району пешком, то не примените увидеть сразу целый букет достопримечательностей!
Архитектурный проект был разработан двумя архитекторами: Х. Х. Бандерсом и Герритом ван Аркелом, которые спроектировали множество зданий в Амстердаме в югендстиле, который стал позже известен как модерн.
Некоторые до сих пор его называют зданием Гринпис (Астория использовалась в качестве штаб-квартиры международной организации Гринпис в течение 15 лет), однако экологическая организация давно отсюда переехала, а сегодня Центральный офис Greenpeace International находится в Амстердаме по адресу Surinameplein, 118…
Очередная триада мостов: 51, 52, 53
Здание "Астории" находится на пересечении каналов Кейзерсграхт (нидерл. Keizersgracht) и Лелиграхт (нидерл. Leliegracht), поэтому в этом месте нас ждет очередная тиара мостов:
- центральный трехарочный автомобильный мост #51 через канал Кайзерсграхт;
- два одноарочных мостика перекинуты через канал Лелиграхт: #52 (западный) и #53 (восточный).
***
Следующий 250-метровый отрезок канала до очередного моста предлагает стандартный набор винтажных домов, ну и несколько плавучих домов.
#54 "Северный мост" / "Noordsche Compagniebrug"
А вот мост #54 под именем "Noordsche Compagniebrug" несколько отличается от своих "коллег по цеху": его конструкция так же состоит из трех пролетов, но прямых, а не полукруглых.
На фото: Номер моста можно прочитать над расширением средней опоры моста.
***
И, наконец, последний двухсотметровый участок канала Кайзерсграхт, на котором пришвартовано сразу пару десятков хаусботов. К слову, всего в Амстердаме официально зарегистрировано более двух тысяч (!) плавучих домов.
И да, еще раз скажу, что если какому-то отрезку пути автор уделяет минимум слов, то это не значит, что там нет ничего интересного. Просто я запарюсь, если начну обращать ваше внимание на каждый дом. А уж поверьте мне на слово, что в Амстердаме любой дом заслуживает своих зрителей!
Ну вот посмотрите на фото парочки домиков на этом участке. Ну ведь красиво, не так ли?!
Поворот на Брауэрсграхт /Brouwersgracht
И вот мы доплыли до северного конца канала Кайзерсграхт -- классического трехарочного моста #55 по имени "Пастор" / Pastoorsbrug …
…проплыв под которым, мы поворачиваем налево на канал Брауэрсграхт, а справа у нас отстается мост #56, являющимся муниципальным памятником.
Канал Брауэрсграхт является северо-западной границей пояса каналов и имеет длину в километр. Между прочим, в 2007 году читатели газеты Het Parool признали улицу Брауэрсграхт самой красивой улицей Амстердама из 150 предложенных.
И здесь даже не о чем спорить -- раз амстердамцы пришли к такому выводу – значит, они что-то знают. Вот что-то мне не встречались киевляне, которые бы считали самым красивым районом Троещину. Не так ли?!
Читатели тире эксперты газеты Het Parool меня заинтриговали, конечно – в следующий раз надо будет отдельно прогуляться вдоль канала Брауэрсграхт.
Однако в этот раз мы проплыли по нему всего 150 метров, после чего проплыли под одноарочным мостом №57 под названием "De Papiermolen", что с нидерландского переводится, как "Бумажная фабрика". Название моста происходит от вывески, которая когда-то висела на угловом доме на канале Брауэрграхт, в котором находился магазин, торговавший бумагой…
На фото: слева мост #57 (одноарочный), правее – трехарочный мост #59 (от него, собственно, и продолжится наш путь уже по каналу Принсенграхт.
Де-факто, это перекресток водных путей. Если стоять спиной к мосту 57, то прямо продолжается канал Brouwersgracht, а направо будет шлюз, ведущий к Вестердок /Westerdok (водоему и одноименной улице), а также к заливу Эй (район центрального ж.д. вокзала Амстердама), в который впадает река Амстел…
***
На фото (из сети): вид с моста #59 на канал Принсенграхт
Cеверная церковь / Noorderkerk
На первой дистанции метров в триста между мостом 59 и мостом 60 из достопримечательностей, помимо домов на воде и зданий по обе стороны канала можно отметить величественное здание Cеверной церкви / Noorderkerk, расположенной в самом центе района под названием Йордан / Jordaan.
Церковь была построена в 1620-1623 годах для обслуживания религиозных нужд нового района Йордан.
Архитектором здания был Хендрик де Кейзер, после смерти которого в 1621 году строительство церкви завершил его сын Питер де Кейзер. Колокольня была построена в 1621 году.
Храм имеет форму греческого креста с небольшой башней в центре. В интерьере доминируют большие колонны с тосканским ордером.
Орган, построенный в 1849 году, был отремонтирован в 2005 году. Храм действует до сих пор. Принадлежит Нидерландской реформатской церкви. В стенах здания регулярно проходят концерты классической музыки.
Фонд концертов Нордеркерк ежегодно организует в храме серию из 30 концертов, которые посещают более 7000 любителей музыки.
Поскольку вокруг храма мы ходили и пешком, то дам снимки Северной церкви с разных ракурсов:
На фото: вид на храм со стороны канала
На фото: В 1941 году на площади перед храмом состоялся Февральский митинг, против репрессий евреев и антисемитской политики нацистов. В память об этом событии на южной стороне церкви установлена мемориальная доска.
На фото: С юго-западного угла храма (со стороны улицы Noorderkerkstraat) находится вход на довольно необычную выставку "История Ван Гога и Рембрандта". Это световое и звуковое шоу полностью преображает интерьер этого исторического памятника, покрывая его стены прекрасными изображениями. Длительность шоу 45 минут. Цена вопроса: 15 евро.
Пользуясь случаем, в очередной раз повторю свой тезис о том, что Нидерланды сегодня – это "средневековье, интегрированное в будущее". И таких выставок в жанре погружения зрителей в 3-D реальность у них просто валом…
***
Кстати, в Амстердаме полно домов, которые с определенного ракурса выглядят плоскими. Как, к примеру, этот дом по нашему маршруту на углу улицы Анжелерс /Anjeliersstraat
Пардоньте, забыл, что по району мы путешествуем не пешком. Возвращаемся в лодку и плывем дальше…
Мост #60 "Prinsensluis" и карма бара "Коричневая лошадь"
Проплываем под мостом #60, который оригинален своей тавтологией, ибо мост под названием "Шлюз Принца" (Prinsensluis) находится на пересечении улиці Принца (Prinsenstraat) с каналом Принца (Prinsengracht).
Парадокс, что время нашего круиза на лодке как раз на мосты я обращал меньше всего внимания. А зря, ибо когда ходишь по суше, то мы мосты – это лучшие места для осмотра видов и фотосессий.
Так вот этот мост известен еще одним приколом: на улице Prinsenstraat одностороннее движение и машины, проезжая мост, вынуждены поворачивать на 90 градусов. Но поскольку этот поворот удается не всем водителям, то автомобили время от времени вьезжают прямо в бар "Коричневая лошадь"/"Het Bruine Paard", которое находится прямо в конце моста...
Здание "Гюнтерс и Мойзер"
Все мосты на "большой петле" Амстердама описать легче, чем каждый дом, достойный внимания. А дома, в своем большинстве, такие чистые и аккуратные, что кажутся просто кукольными. Или эдакой живой матрицей потемкинской деревни. Но нит, все настоящее и во всех дома живут реальные люди…
Не будешь же постить тысячу фоток домов, чтобы вы могли на них посмотреть!
Вот, к примеру, справа по курсу стоит здание Gunters en Meuser, приндлежащее компании, владеющей сетью хозяйственных магазинов, которая ведет свою историю с 1826 года. Понимаете, в следующем году ей стукнет двести лет, а она до сих пор существует!
Это я затронул только исторический аспект здания, а архитектурных фишек в нем – вагон и маленькая тележка. И фотография просто не передает – насколько прикольно смотрятся окна, в которых две створки находятся под углом друг к другу. Вообще-то это значительно удорожает стоимость каждого окна.
А посмотрите на искусство кладки кирпича! Вообще-то это надо сильно заморочиться, чтобы сочетать вертикальную кладку с горизонтальной!
Но голландцы чрезвычайно любят и ценят всякие архитектурные заморочки, чисто ради получения эстетического удовольствия…
Мосты #124 Pansemertbrug" и #61 Leliesluis
Рядом со зданием "Гюнтерс и Мойзер" в канал Prinsengracht под острым углом врезается канал Egelantiersgracht, через который переброшен мост "Pansemertbrug" (№124).
Далее по нашему курсу Лелиеслуйс / Leliesluis (мост #61) через канал Prinsengracht, левее которого находится еще один мост #62 Grote Brouwerssluis через канал Leliegracht.
С моста Лелиеслуйс открывается прекрасный вид на три национальных памятника: Дом Анны Франк, Вестеркерк (они впереди) и здание Гунтерса и Мойзерса (сзади).
Анна Франк. Вестеркерк. "Sunny Side"
По идее, трагическая история еврейской девочки Анны Франк, которая вела свой дневник в потайной комнате дома по адресу: набережная Принсенграхт 263, в котором она скрывалась со своей семьёй от нацистов должна быть всем известна. О международной известности Анны Франк свидетельствует хотя бы тот факт, в 2015 году музей посетило 1 268 095 человек.
Но если вы этого имени до сих пор не знали, то, как говорится, гугл вам в помощь!
На фото: Дом-музей Анны Франк, набережная Принсенграхт 263-265
***
Напротив музея Анна Франк в канал Prinsengracht под углом врезается следующий канал Bloemgracht, через который переброшен мост №123 "Kees de jongenbrug". Мост получил название в честь главного героя известного романа голландского писателя Тео Тейссена "Мальчик Кеес".
Чисто "информации для" об уровне цен в Амстердаме обращу ваше внимание на дом с круглым окном наверху по адресу: Bloemgracht 10. Меблированные апартаменты площадью 75 м² (на первом этаже находится спальня с прилегающей ванной комнатой с двойным душем, а просторная гостиная с камином расположена на втором этаже) обойдутся в € 2950 в месяц.
Кстати, когда будете ходить в этом районе пешком, то здесь же на углу набережных Bloemgracht и Prinsengracht можно сфоткать очередной плоский дом…
А мы там, конечно, шарились, и не раз…
…И даже обнаружили там украинский магазин "Sunny Side"/ "Солнечная сторона" – в доме по адресу: Prinsengracht, 156G…
***
И вот, наконец, мы можем полюбоваться на Вестеркерк (нидерл. Westerkerk — Западная церковь), что называется, с парадного входа – со стороны канала Принсенграхт.
Шпиль церкви является самым высоким церковным шпилем в Амстердаме, имея высоту 85 метров. Его венчает модель короны Австрийской империи императора Максимилиана I. Церковные колокола были отлиты Пьером и Франсуа Эмони. Створки органа расписаны Герардом де Лерессом.
Кальвинистскому храму скоро стукнет четыреста лет -- здание построено в 1620—1631 годах по проекту Хендрика де Кейзера.
***
Кстати, с южной стороны часовни Вестеркерк установлена небольшая скульптура Анны Франк.
Автором памятника Анне Франк в Амстердаме является нидерландский скульптор Мари Андриссен (Mari Andriessen). Памятник был установлен в 1977 году.
Мост #63 "Nieuwe-Wercksbrug"
Возле церкви мы опять проплываем под парой мостов: временным и постоянным (мост №63 под именем "Nieuwe-Wercksbrug").
Участок в 150 метров до следующего моста вроде бы ничем и не примечателен, но, как мне кажется, на эти узенькие игрушечные домишки можно любоваться бесконечно…
Мост #64"Reesluis". Магазин "Polaberry"
Мостик "Reesluis" (№64 в реестре мостов) в месте пересечения канала Prinsengracht улицей Reestraat.
Это место примечательно магазином-шоколодницей Polaberry / "Клубничка" (адрес: Prinsengracht 232 H).
Это шоколадный бутик, который предлагает своим покупателям свежие фрукты и ягоды, покрытые бельгийским шоколадом, фирменный кофе, пирожные и многое другое.
Конечно, просто идеальный подарок девушке, скажем, на День Святого Валентина…
***
Буквально в полста метрах от моста #64 в Prinsengracht впадает канал Lauriergracht. И в этом месте находится мост "Каэтсбан" (Brug #112 "Caetsbaanbrug")
На фото ниже вид с моста #112 на канал Lauriergracht
На фото ниже вид с моста #112 на канал Prinsengracht
***
Дистанция в 200 метров от моста #64 до моста #65 примечательна:
-- классической пяти-этажной застройкой
-- десятком "домов на воде"
Мост #65 "Berensluis". Houseboat Museum
Проплыв под мостом номер 65, перед нами открывается очередной участок пути протяженностью метров в 150-160 между улицами Berenstraat и Runsrtat, которые слева перепендикулярно примыкают к набережной канала Prinsengracht. А справа под углом к набережной примыкают улицы Elandgracht и Oude Looiersstraat.
Мост #65 носит название "Berensluis" / "Медвежий замок" и расположен в месте перечения канала улицей Berenstraat
Кстати, нашел в Сети классное фото, сделанное на этом мосту 16 августа 1961 г. фотографом Ben van Meerendonk. На снимке, между прочим, голландская актриса Адель Блумендаль / Adèle Bloemendaal (11.01.1933 —21.01.2017)
Cразу за мостом, справа по курсу расположен Houseboat Museum – музей на воде, рассказывающей о жизни в плавучих домах. Цена входного билета (в 2025 году): 12 евро. Продолжительность экскурсии: 30 мин.
Видеоролик прилагаю:
https://www.youtube.com/watch?v=vDIPauOZc7g
Мост #66
Трехпролетный мост #66 в месте пересечения канала улицей Runstraat примечателен лишь тем, что справа от него находится одноарочный мост#103 по имени "Looierssluis" через канал Looiersgraht
На фото внизу: вид с моста #103 на канал Looiersgraht
На фото внизу: вид с моста #103 на канал Prinsengracht
Еще чуть дальше -- в месте, где в канал Prinsengracht "втыкается" канал Passeerdersgracht, справа следует однопролетный мост #96.
Проплыв почти 300 метров, мы приближаемся к очередному мосту…
Триада мостов: 67, 93, 122
В месте перечения Принцева канала с каналом Leidsegracht нас ждет очередная триада мостов:
мы проплываем под двухпролетным мостом #67 под именем "Angenietje Swarthofbrug"
Гугл-графика (вид на триаду мостов сверху):
Название этого моста символизирует всех женщин, которые заботились о тысячах подкидышей в соседнем приюте «Богадельня». Ангениетже Свартхоф (Angenietje Swart) была одной из этих сиделок около 1800 года и заботилась в общей сложности о 126 подкидышах.
Ну вот как, скажите, не завидовать нации, которая называет мост именем нянечки, жившей два века назад!
На фото (2023 года) вид с моста #67 на Принцев канал в сторону моста #68
До 5 июля 2016 года этот мост неофициально назывался Kleine Brouwerssluis (Маленький шлюз пивоваров), вероятно, из-за многочисленных пивоварен, которыми когда-то гордился Амстердам. Позже это название было упразднено.
***
Справа (по ходу лодки) мост #93 под именем Pieter Goemansbrug, названный в честь нидерландского композитора Питера Гоеманса / Pieter Goemans (1925–2000).
На фото вид с моста 93 на мост 122
Cлева – мост #122 "Beudekerbrug" -- по имени Франса Бёдекера (1815–1897), который долгое время был директором городского дома престарелых для людей, неспособных заботиться о себе самостоятельно.
«Он идёт к Бёдекеру» — выражение XIX века, обозначавшее человека, нуждающегося в уходе.
Кстати, городской дом престарелых образовался на месте приюта для беднейших детей (Almoezeniersweeshuis) , построенного в 1663–1665 годах, а позже был переоборудован во Дворец правосудия, который в свою очередь, переехал на новое место в 1990 году…
На гугл фото: вид с моста #122 на мост # 93
До следующего моста нам плыть буквально 150 метров, виды по сторонам:
- слева "амстердамская классика":
- справа стометровая махина бывшего Дворца правосудия, в котором нынче находится Rosewood Amsterdam -- роскошный отель со 134 номерами, тремя ресторанами и оздоровительным центром.
“Все в цій власності бездоганне. Гарний дизайн та інтер'єри, фантастичний персонал, який дуже привітний, чудовий спа-центр, чудова їжа в ресторані. Кімната була чудова та комфортна, мені нічого не бракувало…" – пишет в отзывах на сайте booking.com наша соотечественница Нина из номера за 978 евро в сутки…
Ну, что на это сказать Нине? Насоса…, в смысле, молодец, заслужила!
***
И да, уже перед самым мостом #68, нельзя ни заметить шикарного кирпичного здания с каменным цоколем, в котором формально 5 этажей, но с учетом мансарды – все шесть. Это отель "Dikker & Thijs".
И это очередная история с вековым хвостом, ибо компания Dikker & Thijs прославилась продажей устриц, лобстеров и икры, сразу после того, как переехала в 1921 году в здание на углу улиц Принсенграхт и Лейдсестраат…
***
От отеля "Dikker & Thijs" буквально метров двести до красивого здания Stadsschouwburg он же Internationaal Theater Amsterdam – здания городского театра в стиле неоренессанс, построенного в 1894 году.
#68: Мост Милостыни / Aalmoezeniersbrug
Мост #68 или мост Милостыни/ Aalmoezeniersbrug находится на пересечении улиц Лейдсестраат и набережной Принсенграхт. Ширина моста около 20 метров, поскольку кроме пешеходов и машин по мосту проходит трамвайная линия (маршруты №2 и 12).
Около 1860 года на этом месте был построен мост, спроектированный городским архитектором Бастианом де Греефом/Bastiaan de Greef.
Проект моста Б. де Греефа (1860)
В начале XX века из-за возросшего транспортного трафика улица и мосты стали слишком узкими. Еще в 1916 году архитектор Пит Крамер /Piet Kramer спроектировал новый мост с учетом трамвайных линий (только на мостах есть место для трамвайных остановок).
Первая мировая война значительно увеличила цены на сырье. В 1920/1921 годах бюджет почти удвоился. Это имело последствия: мост Алмузениерсбруг был украшен декоративными коваными балюстрадами…
…и несколькими гранитными скульптурами (четыре мифических существа) работы Хильдо Кропа
На данном участке, протяженностью чуть более трехсот метров, виды (по-амстердамским понятиям) самые банальные. Как, к примеру, этот дом по адресу: Prinsengracht 739-741…
Перед следующим мостом в Принцев канал справа врезается канал Spiegelgracht, через который переброшен классический одноарочный мост, который раньше неофициально назывался Шпигельбрюг (мост Шпигеля), в честь квартала Шпигель. Однако официального имени мост #87 не имеет…
И да, попался на глаза архивный снимок. В Амстердаме регулярно проводятся выставки скульптур в парках, а также просто уличные инсталляции разных творческих проектов. Обезьянки Йоно из проекта M на мосту #87, 8 января 2023 года.
Фото: © Sergio Rodriguez, February 2023
Кстати, с этого моста открывается вид на Рейксмюсеум / Rijksmuseum (дословный перевод: Государственный музей) — художественный музей, который ходит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира.
Но, конечно, не такой хороший, как с Museumbrug -- моста #82 перед самим зданием музея…
#69: бывший Антикварный мост
До 5 июля 2016 года мост №69 на пересечении улицы Nieuwe Spiegelstraat с набережной канала Prinsengracht неофициально назывался Антикварный мост (Antiquairbrug), в честь многочисленных антикваров, работавших рядом с ним. Впоследствии это название было упразднено.
Участок канала протяженностью в 250 метров мы проплыли без особых эмоций, и только впоследствии я выяснил, что неприметное 2-х этажное здание + 3 этаж под высокой кровлей -- является памятником архитектуры.
Это Deutzen Hofje или Deutzenhofje -- самый крупный дом, построенный в 17 веке, в стиле hofje, то бишь в форме прямоугольника, внутри которого есть обособленный двор.
Хорошо, что с помощью гугл-просмотрщика можно на район посмотреть с высоты
Хофье был построен в 1692 году на средства, полученные по завещанию Агнеты Дойц, которая приобрела землю и назначила регентов перед своей смертью. Она предназначала его для старых слуг и бедных родственников. На фронтоне фасада высечена надпись:
Agneta Deutz laat hier haar Liefde en godsdienst blijken
Den Armen tot een troost, tot voorbeeld aan de rijken
Anno 1695
Здесь Агнета Дойц демонстрирует свою любовь и веру.
Утешение для бедных, пример для богатых.
1695 год.
Изначально в доме было 19 квартир для пенсионеров. В 1964 году здание был расширено до 31 дома для пенсионеров. Пожилые женщины по-прежнему могут найти здесь приют…
***
А теперь задам риторический вопрос: у нас такое возможно, чтобы благое дело, начатое более трехсот лет назад, дожило до наших дней?
Отож!
***
Не менее интересное здание по адресу: Prinsengracht 612-622 расположено прямо напротив приюта для стариков. Если считать полуподвальный этаж и два мансардных под кровлей, то выходит все восемь этажей. Это здание 1921 года постройки с стиле традиционализма со статусом "муниципальный памятник".
По слухам, это был любимый проект архитектора Йолинга (A. J. Joling), создавшего это здание для офисов, складов и выставочных залов фирмы Rikkers, занимающейся торговлей канцелярскими и рисовальными принадлежностями.
Фирма Rikkers была основана в 1881 году. В начале 70-х годов компания покинула это здание и переехала в Альфен-ан-д-Рейн. Тогда она называлась Rikkers, Blazer & Metz и входила в состав Bührmann-Tetterode.
Сейчас в здании находится жилой комплекс.
Мост #70: Walenweeshuissluis ("Валенский приют")
Трехпролетный мост №70 на пересечении улицы Vijzelstraat с набережной канала Prinsengracht имеет название Walenweeshuissluis ("Валенский приют"), что связано с размещением здесь детского дома Валенвеесхёйс, который был построен в 1669–1671 годах Адрианом Дортсманом и предназначался для сирот Французской (Валлонской) церкви.
Сиротский дом представляет собой обширный комплекс, состоящий из прямоугольного главного здания под шатровой крышей, построенного около 1669–1671 годов архитектором Адрианом Дортсманом, левого нижнего крыла на Ветерингдварсстраат и правого низкого крыла на Принсенграхт. Главный фасад с равнобедренными угловыми арками из коробчатого кирпича и широким центральным ризалитом обрамляет два дверных проёма.
На фото: внутренний дворик сиротского дома
По мосту проходят трамвайные маршруты 1, 2, 5…
Жалко, что фотографии не передают изящности мостовых перил и тщательности реставрационных работ..
Дело в том, что в 2020/2021 годах мост был разобран и собран заново. При этом все характерные детали изящных перил восстановлены и им вернули былое великолепие. Отмечу, что все детали собирались оригинальным способом (клёпкой) и были окрашены в оригинальный цвет.
***
Слева по курсу расположено здания отеля "Hotel Prinsengracht Amsterdam"
Опять-таки отмечу, что уделяю много внимания мостам и мало – домам вовсе не потому, что архитектура мостов более интересная. Ситуация ровно обратная – рассматривать дома гораздо интереснее. Просто их слишком много, чтобы на них концентрировать отдельное внимание.
На участке канала в триста метров находится 8 домов на воде…
#71: Голубиный мост / De Duifbrug
В месте пересечения каналов Регулиерсграхт и Принсенграхт нас ждет очередная корона мостов: 71, 72,73: по нашему ходу справа был одноарочный мост 72, слева – такой же 73 (обо построены в замен старых в 1963 году), а по центру трехарочный №71 (1965 год) под названием мост Дюйфьес ("Мост Голубя" или "голубиный мост").
Гугл-фото
Кстати, если посмотреть на снимок 1890 года, то можно убедиться в том, что прежний мост был красивее.
Название моста связано с именем храма "De Duif" — построенного в 1857 году по адресу Принсенграхт 756, изначально принадлежавшее Римско-католической церкви. Церковь построена в неоклассическом стиле и имеет необарочный фасад. Архитектор: Тео Молькенбур / Theo Molkenboer.
Но и это, можно сказать, "новодел", сооруженный на месте обветшавшего здания церкви Sint-Willibrorduskerk (церковь Святого Виллиброрда), сооруженной в 1796 году…
***
От моста №71 до следующего моста №75 меньше двухсот метров, на которых поместилось 14 домов на воде…
#75: Мост на Утрехтсестраат через Принсенграхт
Мост №75, по которому идет улица Утрехтсестраат и проходят трамвайные пути маршрутов 4, 16, 24, 25...
....примечателен загадочным киоском с рисунком цапель на фоне мельниц и задумчивой вывеской "Had je me maar"/ "Если бы только я был у тебя".
Зная нидерландские примочки, более чем уверен, что эта вывеска сделана не в пьяном угаре, а имеет четкий смысл, связанный с какой-то интересной историей!
…а также баром "Bouwman" (Utrechtsestraat 102) в котором неплохое пиво, к которому можно взять аппетитные мясные сэндвичи, свинину и голландские мясные шарики и, сидя за столиком на улице, наслаждаться амстердамской аурой…
***
И, наконец финишные двести метров на последнем отрезке "большой петли" на котором находится пару десятков домов на воде…
#76: Мост Франса Хендрикса Этгенса
Frans Hendriksz. Oetgensbrug, brug 76 – находится на юго-восточной границе пояса каналов Амстердама и это последний мост на канале Принсенграхт перед его впадением в реку Амстел. Считается, что нынешний мост датируется 1773 годом. С 1995 года мост является муниципальным памятником.
Мост назван в честь Франса Хендрикса Этгенса (1558 -- 1625) -- мастера-каменщика, ставшего фабричным мастером и десять раз избиравшимся на пост мэра Амстердама. Он упоминается как один из проектировщиков Амстердамского пояса каналов, а его решения об организации строительной промышленности Амстердама оказывали влияние вплоть до конца XVII века.
***
Тем временем наш бот вышел на реку и, обратите внимание! -- справа по курсу над домом на воде реет украинский флаг.
Ну, а наш круиз по "большой петле" завершился…
(Продолжение следует)
© Олег Федоренко, 6 сентября 2025 г.
коментарі (0)