12 достопримечательностей моста "Весперпорт"

Блог Oleg_Fedorenko
2025-10-04 08:49:27
Переглядів: 163
Нравится   Рейтинг поста: + 1

Путевые заметки-2025. Часть восьмая

 

Мосты Амстердама заслуживают отдельного лонгрида-симфонии, а сегодняшний пост, являющийся "добивкой" к предыдущему рассказу о круизе по "зеленой петле" -- является хвалебной одой архитектору Питу Крамеру и рассказом о 12 достопримечательностях моста "Весперпорт"

 

Краткие сведения о мосте #263

Трехпролетный транспортный мост #263  Весперпорт / Weesperpoortbrug  переброшен через канал Сингелграхт, а по нему проходит улица Rhijnspoorplein и автодорога в центр со стороны площади Рейнской железной дороги или, проще говоря, Железнодорожной площади (Rhijnspoorplein) в сторону площади Веесперплейн, являясь частью городского маршрута S112 Амстердама.

 

На фото: вид на мост "Весперпорт" с восточной стороны

На фото: вид на мост с западной стороны

***

Вехи истории моста

1662 год – строительство городских ворот "Весперпорт" (которые просуществовали до 1855 года, после чего были снесены за ненадобностью).

Несложно догадаться о том, что если на берегу канала построили городские ворота, то там должен быть и мост. Формально главенствовали в этой паре ворота, поэтому мост взял их имя. Но если разобраться по сути, то самую важную роль играл конечно же мост, по которому жители пригорода Амстердама могли попасть в город. А вот пафосные ворота – являлись понтами чистой воды, ибо с практической точки зрения пользы от них не было никакой.

На фото: фрагмент карты Амстердама 1737 года, составленной Герритом де Бруном / Gerrit de Broen, на котором изображены ворота "Весперпорт" и мост, ведущий к ним.

На фото: «Ворота Weesperpoort в Амстердаме зимой» -- акварель нидерландского художника Виллема Хеккинга-старшего (Willem Hekking Sr., 1796-1862)

***

28 декабря 1843 года – в инфраструктуре района произошли революционные изменения: в этот день был открыт железнодорожный вокзал на новой станции Амстердам Весперпорт.  Это была конечная станция железнодорожного пути в Амстердаме. Она использовалась с 1843 по 1939 год.

Важно понимать: городские ворота и жд станция были расположены по разные стороны канала Сингелграхт.

Сегодня на месте станции и вокзала находится Железнодорожная площадь (Rhijnspoorplein) – именно в честь железнодорожного прошлого.

***

1850 год – в связи с резким ростом транспортно-пешеходного траффика в сторону жд вокзала, городские власти построили новый мост по проекту архитектора Бастиана де Греефа (Bastiaan de Greef).

***

1920 год – мост Бастиана де Греефа заменен на моста Джоана ван дер Мея (Johan (Jan) Melchior van der Mey) из Департамента общественных работ.

***

1939 год – "Ирония судьбы по-амстердамски" проявилась в том, что в 1939 году вокзал Амстердам Весперпорт с помпой отметил 100-летие нидердандских железных дорог (на фото).

Архивное фото 1939 года: транспортировка грузовиком компании M. Willemsen реплики первого паровоза "De Arend" на вокзал Весперпорт (Weesperpoortstation) для празднования 100-летия железных дорог

***

Однако именно в этом году и было принято решение о закрытии станции и демонтаже железнодорожных путей.

На фото: начало демонтажа железнодорожного полотна, 1939 год.

На фото: завершение демонтажа здания железнодорожной станции

***

Заодно было принято решение о строительстве нового моста с учетом возрастающего трафика движения. Проект подготовил Пит Крамер:  мост шириной 34 метра (с трамвайными путями) в стиле Амстердамской школы, со скульптурами, декоративными коваными балюстрадами и террасой со стороны улицы Маурицкаде. Строительство моста началось в том же 1939 году.

***

1942 год  -- открытие моста Пита Крамера (из-за начавшейся войны, строительство моста, которое намечалось завершить еще в 1940 году, затянулось аж на два года).

На фото: мост Весперпорт работы Пита Крамера в 1946 году

***

1967-1968 годы – на этот период мост был временно выведен из эксплуатации и разобран в связи со строительством двух уровневого путепровода (виадук №425): внизу пустили трассу S100, по верху S112.

На фото: демонтаж моста в 1967 году

То есть де факто был построен новый мост, который оказался значительно шире проектной ширины в 34 метра. Отличие этого варианта моста от  ныне существующего заключалось в том, что в 1968 году по нему еще проходила трамвайная линия (на фото внизу).

***

1969 год – однако уже в следующем году трамвайные пути на мосту "Весперпорт" похоже были демонтированы ради расширения автомобильного движения

***

1976-1977 годы -- на мосту было создано место для входа/выхода станции метро Weesperplein и построен подземный переход (виадук №465) под мостом между улицами Спинозы и Хаддекаде.

На фото: Станция метро Weesperplein в Амстердаме была открыта 14 октября 1977 года. Эта дата ознаменовала запуск первой линии амстердамского метрополитена, также известной как «Восточная линия» (Oostlijn). В этот день в присутствии принцессы Беатрикс и принца Клауса от станции Weesperplein отправился первый поезд метро.

Кстати, станция метро "Вибаутстраат" расположена на глубине 8 метров, а при оформлении подземного вестибюля учтен тот факт, что в 70-х годах на Вибаутстраат располагались офисы трех крупных голландских газет — de Volkskrant, Het Parool и Trouw.

Художественным оформлением занимался Роб Ваут / Rob Wout (псевдоним: Опланд) – карикатурист изданий De Groene Amsterdammer и de Volkskrant:

Буквы на стенах платформы «падают» на страницы газеты.

На одной из бетонных колонн платформы виден рельефа газетных печатных форм с первыми полосами газет.

Над лестницей из северного зала, ведущего на платформу, размещены заголовки международных газет, а над лестницей из южного зала — фотография улицы XIX века, повторяющаяся восемь раз, создавая абстрактный образ.

В пустоте над путями находятся схематичные изображения печатных станков, напоминающие карикатуры, которыми был известен художник.

В общем, простенько, но со вкусом и смыслом.

Чисто "иноформации для" скажу, что на сегодня в Амстердаме функционирует 5 линий и 39 станций метро.

***

12 достопримечательностей моста "Весперпорт":

8 фишек, два бага и два прикола

8 фишек моста:

  1. Ширина моста

  2. Разное количество полос (счет 4:2 не в пользу "провинциалов")

  3. Мосто-матрешка "три в одном"

  4. "Рабочий и колхозница" по-амстердамски

  5.  "Блуждающий Вибо"

  6. Скульптура "Развитие локомотива"

  7. Купольный киоск

  8. Скамейка на террасе (слева от моста)

***

Два бага моста:

  1. Двойной прокол с датой открытия моста

  2. Что делает зебра на проезжей части, если рядом есть подземный переход?

***

Два прикола моста:

  1. Фото "Девочка, висящая на мосту"

  2. Кто положил пасхальные яйца в корзинку жены портера? Инсталляция "Пасхальные яйца".

***

Подробности:

Фишка №1: ширина моста

Главной фишкой моста, пожалуй, является его эпическая ширина, достигающая полста метров, что делает его, пожалуй, самым широким мостом в Амстердаме (ИИ со мной долго не соглашался, но в итоге я его переубедил).

Weesperpoortbrug настолько широк, что проезжая его в автомобильном потоке, вы можете даже не понять, что проезжаете по мосту.

Мост настолько широк, что позволил выделить три отдельные зоны: для машин, для велосипедистов (отдельно) и для пешеходов в каждую сторону движения. Мало того, еще и осталось место для двух зон для парковки велосипедов перпендикулярно движению.

***

Фишка №2: Четыре полосы в одну сторону и всего две – в другую

Если представить, что на мосту проходит футбольный поединок между двумя площадями Weesperplein и Rhijnspoorplein, то счет окажется 4:2 в пользу первой, потому что из центра для движения по мосту выделено аж четыре полосы, а в противоположном направлении всего две.

И это точно не баг, а фича, обусловленная той тщательностью и дотошностью, с которой в Нидерландах подходят к решению всех вопросов. Вполне очевидно, что решение принималось на научном анализе трафика движения.

Четыре полосы ведут от центра (с севера на юг) со стороны улицы Wibautstraat, которая является одной из главных "артерий", выводящих транспортный поток из центра города на юго-восток в направлении кольцевой автодороги А10. В утренние и дневные часы пик поток машин, покидающих центр, значительно выше, и четыре полосы помогают избежать заторов на этом ключевом участке. Причем важно было иметь именно четыре полосы, а не три и не пять, что позволяет полностью избежать пробок при движении из центра.

Всего две полосы ведут в центр города (с юга на север) с площади Rhijnspoorplein. Считается, что въездной поток в исторический центр менее интенсивен, а также городская политика направлена на ограничение автомобильного трафика в центре Амстердама. Уменьшение количества полос на въезд стимулирует использование общественного транспорта, велосипедов и перехватывающих парковок.

***

Фишка №3: Мосто-матрешка: "три в одном"

Формально в единый инженерный комплекс моста №263 "Weesperpoort" входят еще два моста (Brug №425 и Brug №465): №425 – это двухуровневый путепровод, сооруженный в 1968 году и подземный переход №465, сооруженный в ходе реконструкции моста в 1976-1977 годов и открытый в 1977 году.

Здесь необходимо отметить величие проекта Пита Крамера, ибо де-факто сегодня современники пользуются совершенно иным мостом, чем оригинальный вариант 1942 года: мост "раздался в ширину" с 34 до 50 метров и является более сложной инженерной конструкцией. Однако легендарный архитектор вложил в мост настолько мощные смыслы, что великолепные мосты Бастиана де Греефа и Джоана ван дер Мея давно забыты, а современный мост до сих пор называют именем Пита Крамера.

***

Фишка №4: "Рабочий и колхозница" по-амстердамски

Главной архитектурной доминантой моста Пита Крамера являются скульптуры Хильдо Кропа (Hildo Krop) под названиями "Портер" / «Poorter» (слева от моста) и "Жена портера"/«Poortersvrouw» (справа), которые по задумке архитектора отсылают нас к историческому прошлому – символизируя въезд в центр через городские ворота (снесённые в 1855 году, но давшие мосту его название).

Слово "портер", в зависимости от контекста, имеет множество переводов, но в данном случае речь идет о социальном статусе горожанина, как столичного жителя, наделенного особыми правами.

Как говорится, согласно Конституции Украины, то бишь, в теории все украинцы обладают равными правами, но на практике, когда, к примеру, попадаешь в столичную больницу, то киевлянина лечат бесплатно, а иногородних -- за плату.

Так и статус "портер" в Амстердаме не был автоматическим для всех жителей. Его можно было получить:

  • По наследству: если вы родились в семье, где отец был портером.

  • Через брак: женившись на дочери портера.

  • Купив его: заплатив городу определенную сумму.

Статус портера давал значительные привилегии, которых не было у обычных жителей или приезжих:

  • Право на торговлю и ремесло: Только портеры могли вступать в гильдии и легально заниматься своим делом в пределах городских стен (ворот, "poorten").

  • Юридическая защита: Портеры подлежали суду только городского суда.

  • Право занимать должности: Портер мог участвовать в управлении городом.

***

Эксперты выделяют несколько основных аспектов в описании этих скульптур:

  1. Стилистические особенности и принадлежность к Амстердамской Школе

Специалисты относят фигуры к зрелому периоду творчества Кропа и характерному стилю Амстердамской школы. Их описывают как:

Монументальные и Блочные: Фигуры высечены из гранита крупными, цельными объемами. В них нет мелкой детализации, акцент сделан на мощь и массу. Скульптуры обладают «блочной» или «кубической» стилистикой, что придает им ощущение прочности и незыблемости.

Стилизованные и Экспрессивные: Пропорции и черты лиц не реалистичны, а стилизованы для достижения максимальной выразительности. Мускулистые, крепкие фигуры и суровые, волевые лица передают идею силы и стойкости.

Единство с Архитектурой: Кроп, будучи городским скульптором Амстердама, создавал свои работы как неотъемлемую часть архитектурного ансамбля. «Привратник» и его жена не стоят на постаментах как отдельные статуи, а буквально вырастают из кирпичных и гранитных опор моста. Специалисты подчеркивают, что это «gebonden kunst» — «связанное искусство», где скульптура и архитектура составляют единое целое.

  1. Символизм и Исторический Контекст

Искусствоведы и историки подчеркивают глубокий символизм работ:

Воплощение Гражданской Стойкости: Термин «Poorter» обозначает исторического жителя города, обладавшего гражданскими правами и обязанностями, включая защиту городских ворот. Скульптуры, созданные в 1940 году, в самом начале немецкой оккупации Нидерландов, интерпретируются как аллегория несгибаемости и стойкости амстердамцев. Фигуры изображены как стражи — сильные, бдительные и непоколебимые.

Символы Труда и Повседневной Жизни: Мужская фигура, «Привратник» держит в руках посох или дубину, что символизирует его роль защитника.

Женская фигура, «Жена Привратника», держит корзину и рыбу, что отсылает к хозяйству, быту и обеспечению жизни города. Вместе они представляют собой основу городского общества — труд и защиту, мужское и женское начало.

  1. Техника и Материал

Выбор материала — гранита — также является предметом анализа. Специалисты отмечают, что этот твердый, труднообрабатываемый камень был выбран Кропом намеренно. Грубоватая фактура и прочность гранита идеально соответствуют замыслу — передать ощущение силы, долговечности и непреклонного характера защитников города.

В целом, специалисты описывают скульптуры «Poorter» и «Poortersvrouw» не как изящные или декоративные объекты, а как мощное и содержательное художественное высказывание. Это яркий пример того, как искусство Амстердамской школы служило не только эстетическим, но и социальным, и идеологическим целям, воплощая в камне дух и историю города.

***

Фишка №5: "Блуждающий Вибо"

Статуя FM Wibaut — бронзовая статуя работы скульптора Хана Везелаара, появшившись 23 июня 2009 года на мосту "Вестерпорт" выглядела откровенным случайным гостем, ибо совершенно не вписывалась в комлексную картину архитектурного замысла Пита Крамера.

Ровно десять лет спустя -- 23 июня 2019 года в ознаменование 160-летия со дня рождения знаменитого амстердамца памятник олдермену Флору Вибо (1859–1936) был торжественно открыт на сегодняшнем месте: на разделительной полосе улицы Вибаутстраат, напротив дома Констаммхёйс. Новый бронзовый постамент изготовил художник Ханс ван Хаувелинген.

Отмечу, что это было правильное решение, ибо этот памятник был совершенно лишним на мосту. Однако когда я стал выяснять -- кто же такой был Флор Вибо (полное имя Флорентинус Маринус  Вибаут)? -- то "накопал"  такую тучу интересных историй даже о нем самом, а только о памятнике ему (!), что посвящу этому отдельный пост под названием "Блуждающий Вибо". Хотя бы затем, чтобы не превращать второстепенный персонаж своей оды Питу Крамеру в главного героя поста.

***

Фишка №6:  Скульптура Хильдо Кропа "Развитие локомотива" ("De ontwikkeling van de locomotief")

Скульптура "Развитие локомотива", спроектирована лично Питом Крамером, а изготовлена Хильдо Кропом.

И опять же скульптура полна смыслов, отсылая нас к с железнодорожному прошлому района и вокзалу Веесперпорт Амстердам, к 100-летию железных дорог в Нидерландах (отмечавшемся в 1939 году), а также к вехам-этапам технического прогресса.

Первая за скульптур изображает британский паровоз  «De Arend» ("Орел"), который в первый раз провел пассажирский состав (из трех вагонов)  по маршруту между Харлемом и Амстердамом в 1839 году

На фото: картина неизвестного художника из коллекции Рейксмузеума:

"Праздничное открытие первой голландской железнодорожной линии между Амстердамом и Харлемом, которой управляет Hollandsche IJzeren Spoorweg-Maatschappij (Голландская железная железнодорожная компания), 19 сентября 1839 года".

На фото ниже: реплика паровоза "De Arend" в рамках мероприятия «Поезда сквозь время» в Утрехте, посвящённого 150-летию железных дорог, 20 июня 1989 г.

Вторая -- электропоезд ZHESM, запущенный в 1908 году по электрофицированной линии Hofpleinlijn между Роттердамом и Гаагой (расстояние 28,7 км). Подвижной состав был построен Королевской фабрикой экипажей и автомотрис Й. Дж. Бейнеса в Харлеме. Всего было построено 23 моторных вагона и 27 промежуточных вагонов.

Между прочим, в чем-то этот проект похож на трамвайный маршрут в Киеве между Александровской площадью и курортной Пуще-Водицей, который был открыт в 1900 году, а электрофицирован в 1904-м. Разница в том, что нидерландский межгородской экспресс вскоре превратился в электричку в современном ее понимании: то есть многовагонный состав.

Третья – обтекаемый трёхсекционный дизель-поезд типа DE-3 (Materieel), построенный в 1934 году компанией Werkspoor для NS (Nederlandse Spoorwegen /Нидерландские железные дороги).

На фото: DE-3 отправляется от вокзала Амстердам Весперпорт, 1934 год.

Который развивал скорость до 140 км/ч, составляя конкуренцию таким лучшим проектам, как немецкий дизельный поезд SVT 877 «Fliegender Hamburger», развивавший все 160 км/ч.

На фото:  DE-3 с серийным номером 27 хранится в Железнодорожном музее в Утрехте

***

С этой скульптурой связан мало кому известный эпизод из рубрики "дорожные происшествия":

6 января 1998 г. газета "Het Parool" сообщила о ДТП:

"Вчера автофургон нидерландской почтово-телеграфной службы (PTT) выскочил с проезжей части и врезался в скульптуру Хильдо Кроппа ("Развитие локомотива"). В результате столкновения у скульптуры была отбита дымовая труба и часть "облака дыма" у изображения первого паровоза "De Arend""

В итоге скульптура была отреставрирована, однако при внимательном рассмотрении можно заметить швы на месте разлома.

***

Фишка №7:  Купольный киоск

Глядя на цветочный киоск возле моста, буквально резало глаз его сходство с архитектурной стилистикой места, в котором он установлен.

Как выяснилось, создавая проект моста, архитектор конечно же думал не о цветочном киоске или пункте технического обслуживания велосипедов (как на снимке выше) – он заботился о домике для смотрителя моста.

Кстати, профессия "смотритель моста" ("brugwachter") начала умирать сравнительно недавно: в начале 2010-х годов, когда было введено централизованное дистанционное управление мостами.

Интересно, что полный отказ от смотрителей оказался преждевременным. В 2021-2022 годах централизованная система столкнулась с серьезными техническими проблемами и сбоями. Качество видеосигнала с камер ухудшилось, что создало угрозу безопасности как для судоходства, так и для дорожного движения.

В результате власти Амстердама приняли решение временно вернуть смотрителей на мосты, чтобы обеспечить безопасное и надежное управление вручную, пока ведется полная перепроектировка и модернизация центральной системы управления. Это показало, что, несмотря на технологии, человеческий фактор и присутствие на месте все еще остаются критически важными.

***

Фишка №8:  Западная скамейка на террасе (слева от моста)

Скамейка на специальной террасе – это вовсе не мелочь, как может показаться какому-нибудь дилетанту. Это важный архитектурный элемент, формирующий комплексный образ моста. А фирменный стиль Пита Крамер как раз и отличает повышенное внимание к деталям  и мелочам.

В этом плане архитектор похож на Филеаса Фогга из старого австралийского мультика «Вокруг света за восемьдесят дней»:

Примечательной особенностью этой скамейки является слово "West" ("Запад") выбитое в граните...

...которое только специалистам-историкам говорит о том, что первоначальный проект включал две дополнительные скамьи: одну на юго-восточной стороне (на которой было высечено слово "Oost") и еще одну рядом со статуей Портера. Названия сторон света были высечены на замковых камнях рядом с южными скамьями. Слово «Запад» всё ещё существует, но «Восток», увы, исчез…

***

Для Пита Крамера нет мелочей: здесь даже кованные решетки мостовой балюстрады настолько мощные, что влюбленные не в состоянии застегнуть на них душки замков...

... и вынуждены их робко вешать на боковых элементах перил ажурной лестницы, ведущей к дому смотрителя

Вики-справка:

Питер Лодевейк (Пит) Крамер (нид. Pieter Lodewijk "Piet" Kramer, 1 июля 1881, Амстердам — 4 февраля 1961, Сантпорт, Велзен) — нидерландский архитектор, один из основоположников архитектурного движения, известного как «Амстердамская школа».Он внёс огромный вклад в облик Амстердама, спроектировав более 200 мостов по всему городу.

Его работы отличаются экспрессивным стилем, вниманием к деталям, использованием кирпича и натурального камня, а также интеграцией скульптурных элементов, которые часто создавались в сотрудничестве со скульптором Хильдо Кропом (Hildo Krop).

 

***

Баг №1: двойной прокол с датой строительства моста

На восточной стороне моста, на клиновидной кирпичной стене над домиком смотрителя, расположен гранитный выступ с высеченными в нем гербом Амстердама (трёмя Андреевскими крестами) и надписями «Weesperspoort», «Anno» и «1940».

Расположение данного элемента опять-таки не случайно – гранитный выступ и кирпичная стена – это прямая параллель со стоявшем в этом месте когда-то городской защитной стеной.

А вот с датой "1940" вышел прокол: Хильдо Кроп получил заказ выбить в граните именно эту дату открытия моста, а по факту мост был построен на два года позже. Но из-за войны исправлять никто ничего не стал.

Эта же дата выбита и на гранитном выступе внизу скульптуры "Портер"…

***

Баг №2: прокол со строительством подземного перехода

Как я уже говорил выше, в 1976-1977 годы во время строительства выходов из метро заодно был построен подземный переход (виадук №465) под мостом между улицами Спинозы и Хаддекаде. Однако он настолько полюбился бездомным, что городская власть не придумала ничего лучшего как подземный переход вовсе закрыть.

С одной стороны вход вообще заложили кирпичом, а с другой сделали дверь магазина по продаже велосипедов.

А вместо подземного перехода сделали стандартный наземный по "зебре"…

***

В раздел "Приколы моста №263" я включил "случаи-однодневки", которые являются просто забавными эпизодами, которые надолго запомнили современники.

Прикол №1:  Фото "Девочка, висящая на мосту"

Одной из самых трогательных фишек моста является знаменитый снимок девочки, висящей на перилах моста "Вестерпорт", который был сделан 2 августа 1971 года фотографом Вимом ван дер Линденом (Wim van der Linden). Это яркий пример так называемой «уличной фотографии», когда фотографу случайно удается запечатлить интересный, драматический, или трагикомический (как в этом случае) момент.

Глядя на эту фотографию, почему-то вспомнилась сцена с восхитительной Фаиной Раневской из фильма "Подкидыш" (1939 год):

- Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу?

Это я к тому, что эту девочку хочется сначала спасти, а затем оторвать голову, чтобы больше не шалила.

***

Прикол №2: Инсталляция Frankey: "Пасхальный Сюрприз"

Запомнилась жителям Амстердама и очередная проделка креативного затейника Frankey.

Художник Frankey, чье настоящее имя Франк де Рюве (Frank de Ruwe), известен в Амстердаме и за его пределами своими «уличными интервенциями». Он не использует краску и не портит городские объекты, а вместо этого добавляет к ним небольшие, зачастую напечатанные на 3D-принтере, элементы. Эти дополнения носят временный характер и легко убираются, не нанося вреда памятникам.

Инсталляция с пасхальными яйцами в корзине «Poortersvrouw» была приурочена к празднику Пасхи в 2018 году.

Этот забавный эпизод является прекрасным примером того, как современное уличное искусство может вступать в диалог с историческим наследием, не нарушая его, а, наоборот, привлекая к нему новое внимание и даря жителям города позитивные эмоции.

Послесловие: Какую мысль пытался донести читателям автор данным постом?

Да в общем-то читатель по-любому сделает собственный вывод. Я лишь хотел сказать, что можно было проплыть мимо моста и ограничиться фразой "мы прошли мимо очередного красивого моста".

Однако если есть желание и время, то из любого исторического камня в Амстердаме можно выжать столько информации и рассказать столько историй, что хватить не на один лонгрид, а на несколько!

 

© Олег Федоренко, 4 октября 2025 года

коментарі (0)

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші записи автора
История о "блуждающем Вибо" 2025-10-11 08:57:33 Эндшпиль "спецоперации" 2025-10-06 08:29:06 Бабье лето бункерного деда 2025-09-29 10:29:18 Что делал Дарт Вейдер на мосту Торонто в Амстердаме? 2025-09-27 11:30:40 Архитектурная симфония острова Остердок 2025-09-20 08:32:53 Молчание ягнят 2025-09-15 10:17:13 "Золотое кольцо Амстердама" 2025-09-12 11:35:43 Операция "Треугольник" 2025-09-08 13:01:14 Лодочный круиз по "большой петле" Амстердама 2025-09-06 13:00:44 Приближение к точке бифуркации 2025-09-01 08:34:45