Быть ли Cимарглу символом нашего города

2010-03-03 14:41:31
3282 29
\"\"
Быть ли Cимарглу символом нашего города

Пока одна из общественных организаций Чернигова активно проталкивает установку в Чернигове скульптурной композиции «Симаргл» и проводит конкурс эскизов на лучшее изображение этого восточнославянского божества, в городском совете, похоже, не определились, быть или не быть этому памятнику (или точнее – скульптурной композиции), поскольку против его размещения высказались не только жители Чернигова, но и Черниговское епархиальное управление УПЦ.

Возможно, «Громадська думка» захотела увековечить свое существование. Как бы там ни было, но в прошлом году она объявила конкурс под названием  «Зроби Чернігів кращим у світі». Жители города (и не только) присылали на этот конкурс рисунки и эскизы скульптур, которые должны были бы, по мнению участников, стать символом нашего города. Конкурс завершился – и победителем была признана фигура мифического зверя Симаргла. Председатель жюри, архитектор Виктор Бережной так прокомментировал результаты голосования:

- Мне самому очень понравилась идея о том, что символом города должен стать  Симаргл. Автор проекта «Симаргл-Защитник» Сергей Сырбу сделал красивую трактовку древнего мифического зверя. Именно в его идее скульптуры гармонично сочетаются исторически сложившийся образ Симаргла и художественная трактовка автора о черниговском Звере как покровителе и защитнике нашего города. Думаю, что именно такая скульптура будет привлекать множество туристов и станет символом Чернигова.

Википедия гласит:

Симаргл (Семаргл) — восточнославянский бог, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входивший в пантеон князя Владимира. Фигурирует также в современном родноверии как бог огня, сопоставляется там с индуистским Агни.

Ни функции этого бога, ни значение самого слова «симаргл» до сих пор до конца не выяснены. Неизвестно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество.

Конфликт назревает?

Как бы там ни было, но таинственному зверю даже почетное место определили. На январской сессии городского совета было принято решение, что Симаргл будет установлен на въезде в Чернигов перед Екатерининской церковью и станет символом древнего города. Этим вопросом было поручено заниматься КП «Черниговбудинвест», которому депутаты и отвели 0,2985 га под возведение скульптурной композиции.

В конце февраля решением сессии должны были утвердить проект и узаконить выделение земли под «Симаргла». Но тут неожиданно в дело вмешалась Черниговская епархия УПЦ.
Перед началом сессионного заседания депутатам было роздано обращение за подписью архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Амвросия, в котором говорилось, что «Черниговская епархия УПЦ обеспокоена принятым решением о возведении в Чернигове – городе, который во все времена считался Православной Святыней, на территории Борисоглебского собора памятника языческому идолу Симарглу. Чернигов – это православный город, и поэтому не требует защиты у языческих символов. Сегодня, говоря про Симаргла, как «...покровителя нашего города», мы отрекаемся от таких всемирно почитаемых святых и наших покровителей, как Антоний Печерский, князь Михаил и боярин его Федор, святитель Феодосий, преподобный Лаврентий, новопрославленный святитель Филарет и многих других…».

Получается, что решение городского совета о выделении земельного участка под строительство скульптурной композиции в очередной раз внесло раскол в громаду Чернигова? Но ведь, насколько информирована редакция газеты, в ноябре прошлого года на сессии городского совета было принято дополнение к Уставу Чернигова о том, что все памятники могут строится и сноситься только после проведения общественных слушаний.

Памятник в обход Устава?


Попытка проверить, не ошиблись ли мы, утверждая, что все памятники в нашем городе возводятся после общественных обсуждений, не увенчалась успехом. На сайте городского совета Устав можно было посмотреть, но он был, как говорится, в «девственном состоянии» – никто и не думал вносить в него какие-либо изменения. В отделе содействия деятельности депутатов нас успокоили: мы не ошиблись, и п. 4 ст. 45 Устава Чернигова гласит о том, что все памятники могут устанавливаться или сноситься после всенародного обсуждения. Так почему же депутаты не живут по Уставу? Этот вопрос мы адресовали инициатору данного дополнения к Уставу города, депутату городского совета Валерию Солдатову.

- Совершенно верно, - согласился с нами депутат. - Только есть такие понятия, как «памятник», «памятный знак» и «архитектурная композиция». Дополнение касается памятников, а архитектурная композиция – это несколько другое. Этот вопрос сняли с рассмотрения потому, что у депутатов была неоднозначная позиция по этому вопросу. Непонятно все-таки, что это такое. У нас город со своей спецификой, со своей историей. Город старый, православный. А это что, языческий бог какой-то? Я так понял, что никто из депутатов конкретно не знал даже. Я весь Интернет облазил, и для себя не отразил, что это за знак…

Вот так, обойдя главный документ – Устав города, депутаты чуть не сделали неизвестно что символом древнего города! Бывает, конечно, если личные амбиции превосходят здравый смысл.

К выбору символов нужно подходить с умом!

И как показал опрос, статус «символа» должен быть подтвержден временем! Опрашивая жителей города, мы, в свою очередь, смогли выяснить, что в принципе, черниговцы не против установки скульптурных композиций. Только вот место для их сооружения нужно выбирать тщательнее, с учетом общественного мнения.

И уж конечно, не стоит «неизвестно что» сразу же возводить в символы города с тысячелетней историей. Может быть, когда-то Симаргл и станет символом, но для этого нужны десятилетия… и тысячи симарглов, установленных по всему Чернигову. Интересным было мнение одного респондента, который в качестве примера привел город тысячи львов.

Там даже есть отдельная экскурсия на эту тему, но для этого скульптуры львов украшали город на протяжении столетий. К символам Чернигова сегодня можно отнести пушки, установленные на Валу. Но для этого они там стояли с XIX века!

Позиция:

Виктор Бережной, архитектор, депутат городского совета:
- Я бы оставил пока этот вопрос без комментариев, потому что есть определенные «непонятки». Чтобы получше разобраться во всем этом, депутаты и решили снять его с рассмотрения. Если памятник устанавливается какому-либо лицу ночью и при этом общественные слушания не проводятся – это одно дело. А в данном случае на возведение памятника был объявлен общегородской конкурс. В нем участвовало свыше 5 тыс. жителей Чернигова!

В то время как для принятия решения по общественным слушаниям достваточно 300 голосов. При проведении конкурса мы давали слово, что воплотим то, что захотят жители нашего города. Во всем этом вопросе есть ряд нюансов, которые я пока не хочу комментировать. Есть мнение: «Если не я, то я сделаю все, чтобы этого не было!» Как бы там ни было, но мы не спешим форсировать этот вопрос, потому что не хотим входить в конфликт ни с жителями Чернигова, ни с определенными политическими силами, ни, тем более с религиозными общинами. Все же я думаю, что это «раздутый» вопрос. Мы всех опросим, все узнаем, выясним. И если это конфликтная ситуация, то мы в ней дальше участвовать не будем…


Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш Telegram.

коментарі (29)
jonimitchell2010-03-03 15:00:12 відповісти

Не то, чтоб я  была очень религиозна, но если ЦЕРКОВЬ против и пояснение  вполне логично... 

Elani2010-03-03 15:03:58 відповісти

ГД нашла этого симаргла теперь ездит по нему вдоль и в поперек 
и смысл опять таки не в самом псевдо-символе Чернигова, а в PR

salience2010-03-03 15:14:05 відповісти

 как по мне, то ни Солдатов, ни Бережной (оба входящие в ГД) выкручиваются, как могут, защищая лишь личное желание (обещание) С. А. Семененко (настоящего ХОЗЯИНА, как ВЕНЫ так и ГД). хотя прекрасно понимают, что занимаются плохим делом. Бог им судья!

robin_good2010-03-03 16:33:31 відповісти

Не нужно нагнетать обстановку как в случае с Бендерой
и поставить где то этот знак   на любом пустыре и не обязательно перед собором.

Я тоже почитал интернет и понял что  это бог подземелья охраняет врата в
потустороннее  царство .Выводы делайте.

Babyshkaвідповісти

И где же это вы такого начитались????
Зачитайте пожалуйста список литературы, а лучше ссылочку :))  

aleksgl2010-03-03 16:40:43 відповісти

 robin_good, дайте пожалуйста пару ссылок, кроме интервью Антошина :)

Nevr2010-03-03 17:47:24 відповісти

  ...тысячи лет до кровавой, насильственной христианизации, наши предки молились своим древним богам и оберегам...
И уже более тысячы лет, после внедрения этой чужой и чуждой душе славянина христианской веры, мы - их потомки, храним память о тех великих богах и хранителях-оберегах нашего народа.
Тысячу лет храним их память, храним в обычаях, обрядах, символах...

Что в том плохого, что потомки помнят и почитают своих предков и уважают их верования?
Что злокозненное, могли увидеть в древнем символе города, донельзя разжиревшие, потерявшие понятие о духовности, жадные и ненасытные попы?
Может они, настоль привыкли обогащаться за счёт наивных сограждан, что боятся конкуренции со стороны Симаргла?
Наоборот, туристы, стопроцентно увеличат поступления в их мошну, желая сравнить Симаргла на соборе с Симарглом символом города... Стопроцентно!

Nevrвідповісти


...к тому же, история нашего древнего города, началась задолго до принятия христианства.
Так почему её надо обрубывать и начинать отсчёт веков жизни Чернигова, только с его принятия? Почему надо растаптывать древнюю веру своих прапраотцов?
И почему бы попам, не подтвердить христосовские заповеди на деле?
Если они не оккупанты и не варяги на этой земле - то пусть проявят смирение и христианское милосердие по отношению к древним богам нашего народа и перестанут быть злобными гонителями и последователями дьявола...

Хотелось бы, чтобы этимы православными лжепастырями, руководил разум и толерантность в верованиях, а не жадность, користь и свирепое неприятие...
Было бы просто прекрасно, если бы они сами предложили украсить наш древний, славянский город символами верований, своих прадавних предков...

И к тому же, поскольку наш град, является "ОТЦОМ ГОРОДОВ РУСЬКИХ" и одним из культовых центров язычества, то надо срочно успеть перехватить инициативу у стольного града Киева, "матери городов руських".
И опередив киевлян, установить не только Симаргла, а и воссоздать весь пантеон богов языческого периода...

Уверен, что Иисус Христос - этому только порадуется!!!


andrij_sвідповісти

на все 100 согласен.
язычесво есть более древняя религия для нашего региона. Семаргл абсолютно логичен и ничем православных е оскорбляет. По-моему, дедушка Ленин должен злить их куда больше, но ведь молчат... 

botanka2010-03-03 23:34:05 відповісти

Ещё бы предложили возобновить жертвоприношения, сжигание  молодых девушек и прочую «память» о древней вере.

Бог и сатана вместе не бывают. Нельзя покланяться и тому, и тому.

А прежде чем делать заключения, что это вера не наша, и что христианство плохое, стоило бы ознакомиться с историей религии и культуры. Для начала уточните для себя насколько близок к Чернигову тот симаргл, ведь многие учёные свидетельствуют, что этот символ родом с Ирана.

В древние времена всё народы были язычниками, лишь иудеи правильно веровали в одного Бога, за что и обрели название «Богом избранного народа». Но посмотрите, что сейчас происходят с Израилем, с тем народом, который распял и не признал Иисуса Христа, за что есть у них и другое название «Богом забытого народа».

 И большинство учёных историков-культурологов древнюю веру – язычество – определяет, как мировоззрение древних людей, которые вследствие недостаточного развития отношений, знаний, боялись малейшего шороха природы, молились на дождь и молнию, сжигали молодых девушек, чтобы не переводился огонь в племени, бросали их в море, чтобы не было шторма. Но ведь если разобраться, то зачем для Бога убивать то, что и так Он сотворил? Христианство и ответило на этот вопрос, показав кого истинно надо чтить и как.

 

loreleaвідповісти

Да уж, девушка! Вот вы загнули! Почему-то японцы имеют своей официальной религией не только буддизм, но и синтоизм, то есть язычество. И никто их дикими людьми не считает. Почему-то в центре Вильнюса стоит языческий жертвенник - и никто из этого трагедии не делает. Надо знать свои корни и их чтить. А вы лучше б помньше батюшек православных слушали. а что-нибудь читали и пытались мыслить самостоятельно, если вас ещё окончательно в церкви не зашорили

botanka2010-03-03 23:34:40 відповісти

Да, крещение Руси не обошлось без жертв и насилия над людьми. Но те же самые люди, бывшие язычники, наследники бывших язычников, потом свято хранили веру православную, строя храмы, защищая их, терпя насилие, издевательства, ссылки, расстрелы, как во времена татарского ига, так и в советские. Дак значит, они что дураками были? Такими невежами к своей истории?? А мы значит тут умные. Нам значит мало сект и прочей грязи, ещё впихнём и языческого символа.

А когда дети заболеют, когда сами заболеем, когда непонятно что в городе начнётся, то что будем делать??

В лучшем случае побежим свечи ставить в храм, да батюшку Лаврентия и святителя Феодосия просить. (Ведь ещё расскажите, примеры когда что-то языческое исцеляло калек, исцеляло рак, туберкулёз, как это бывает от мощей святых православных и икон?).

А в худшем будем тех попов винить, которые типа богатые да корыстные. Потому привыкли оправдывать свои грехи грехами других людей, при чём не разобравшись и не зная, что оно на самом деле. Не по себе ли судите?? Знаете ли, в психологии есть такое понятие “обратная проекция”?? Ну да тема не об этом. Просто те попы выступают не только от себя, а от всех более или менее верующих людей города.

 

botanka2010-03-03 23:35:27 відповісти

А на счёт привлечения туристов, то лучше бы  гостиницу построили или дороги отремонтировали, ведь туристов и так предостаточно, которые как раз приезжают полюбоваться православными святынями. Только вот принять их негде.

А сами организаторы этой смуты определились бы лучше, что им ближе свечи о здравии всех Черниговцев в храме ставить или вести в погибель такими «подарками” самому лучшему городу в мире? Если ошиблись, не разобрались, то можно просто сгладить ситуацию, отменить свои планы, всякое ведь в жизни бывает, все ошибаются.

А может это и не ошибка, а кто-то так показывает своё истинное вероисповедание и готовность продать всё в обмен на деньги, власть и управление людьми?

Бог нам всем судья!

 

 

Babyshkaвідповісти

В Кракове напротив Замка Вавель, где покоятся мощи польских святых стоит дракон.

Туристы толпами фотографируются возле этого дракона, а также с удовольствием раскупают фотографии с драконом. И заметьте - смерность в Кракове в 2 раза ниже, чем в Чернигове! А доходы выше в 2,7 раз! А люди в восточной Польше гораздо набожнее, чем у нас (80% восточных поляков еженедельно посещают церковь!)
А вот и сам символ кракова - дракон  foto.mail.ru/mail/elena1959-06/10/11.html

balbesвідповісти

Замечательно, но легенда о краковском драконе http://www.cracow24.ru/cracow-article-258.html. Это легенда об основателе города. Расскажите мне такую же легенду об орнаменте с капители Борисоглебского собора. Красивый рисунок грифона, его с удовольствем использовали  как элемент орнамента, особенно любили женщины во времена средневековья. Даль ше что?
Может редактор Эспрессо, которая любит писать истории о Чернигове, что нибудь придумает. О том, как легендарный князь Чернега основатель города зарубил грифона охранявшего путь в царство мертвых и вывел отдуда свою умершую любимую, ну или подобный бред в стиле женских романов. :)

Nevr2010-03-04 01:22:03 відповісти

 botanka-----Ещё бы предложили возобновить жертвоприношения, сжигание молодых девушек и прочую «память» о древней вере

...о, великие боги, ужас! Да-а-а, оказывается и в наше время, есть ещё пещерные люди.
Кто вам вбил в голоау подобную дурь?
Вы бы ещё приплели язычникам, что они жарили шашлики из человечины и запивали их свежей кровью младенцев. Более глупого и поверхностного толкования язычества, тяжело придумать. Слов нет, сплошной мрак!
Почему вы не хотите вникать в смысл сказанного, и лишь бездумно повторяете свои христосовские церковные мантры.
Я конечно понимаю, что негатив о язычестве вдалбывался в головы христиан десятки веков и поэтому вы не в состоянии уйти от догм и по иному мыслить. Но всё же, освобождайтесь от злых чар и угнетённого состояния и начинайте просветлённо мыслить...

Языческая религия - это религия вольных, свободномыслящих, незашоренных людей.  
Людей влюблённых в жизнь и ценящих каждый миг жизни ЭТОЙ, а не той - "райской".
Язычникам не нужны заповеди - они без принуждения, с уважением относятся к старым и помогают слабым, ценят красоту Природы и преклоняются пред её жизнетворящей силой...

Ваша же религия рабов, это мрак - она не даёт душе свободы, подавляет полёт мечты и фантазий, казнит любое проявление инакомыслия...
Ваше мышление заскорузло и погрязло в христианских догматах, которые давным-давно опровергла наука...

И кстати - это вы, христиане, нарушая все свои святые заповели - ходили по миру крестовыми походами. Это вы рубили головы и руки, вырывали языки и заливали расплавленный свинец, сжигали на кострах сотни тысяч безневинных людей...
И делались все эти мерзости, только лишь во имя вашей двуличной и жестокой, рабской религии...

WULFвідповісти

 Глубокий и аргументированный ответ, Nevr - браво !!!

botankaвідповісти

Некоторые пещерные люди институты заканчивали:)  И проходили, как минимум,  по учебному плану курс "Религиоведения". Может, меня как-то и не так учили, дак можете пожаловаться в Министерство образования. Но в подтверждение слов о жертвоприношениях  могу процитировать слова из монографий некоторых учёных, специализировавшихся именно на древней религии славян, к примеру, Кайсарова , Глинки., Рыбакова. " Для приношения языческих жертв в древности у славян существовали определённые места — алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата или круга, которые именовались крада (ср. санскритское священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также горящий жертвенный костёр." "Возле некоторых бабиных гор были обнаружены могильники с трупосожжениями и трупоположениями. Их особенность являлась в захранении младенческих черепов без ритуального инвентаря. На основании этих находок можно вспомнить слова средневековых писателей о древних языческих жертвоприношений.
Возможно, вы тоже учёный и имеете свою точку зрения, которая полагается не просто на агрессию и невосприятие пещерного мышления, а на факты и научные исследования, то прошу прощения. Скажите название своей монографии, научной статьи, диссертации. Я почитаю. Может Вас и удивит, но пещерные люди всё таки умеют читать и читают разные книги:)  

botankaвідповісти

А на счёт обвинений в жестоких и кровавых крестовых походах, то снова вынуждена попросить прощения, и поправить вас. До 1054 года существовала единая христианская церковь,  после она разделилась на Западную (католическую) и Восточную ( православную). И Крестовые походы, , -   это серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений.  Так что правосланые (а я отстаиваю именно православную христианскую веру) Никого не убивали, не мучили, а сами страдали от этого.   

star2010-03-04 10:04:43 відповісти

Если Симаргл языческий идол, то почему он изображен на православном соборе?

pechkin2010-03-04 10:59:51 відповісти

А мне все-равно, кто придумал и как его фамилия. Чем больше будет в городе разных памятников и памятных знаков, тем лучше. Тем более в таком древнем городе, как наш. Символ города определится сам, было бы из чего выбирать. И кто знает, что этим символом станет...
А болезненную поповскую реакцию рассматривать надобно не более, как чисто меркантильную и коммерческую.

ivanko2010-03-04 13:08:19 відповісти

Я - за памятник Симарглу, только не такому, как на рисунке из статьи. Это действительно, "собака дохлая на куче мусора" !

sinelnikвідповісти

Есть альтернатива!

Nevrвідповісти

 ...... двумя руками, за!!!

Rudolf_Hessвідповісти

Я за проект Олега, але встановити не на Валу, а скажімо десь у ЗВКіВ, або перед Стадіоном, місця багато насправді! Я хоч і сам православний, але нічого не маю проти встановлення даного символа, в колі моїх знайомих багато язичників, нехай і в них буде щось близьке душі!

botanka2010-03-05 02:06:13 відповісти

А вообще, знаете: каждый живёт, как хочет и по своим правилам, со своим мировоззрением. У каждого, как говорится, своя голова на плечах.
 Дело даже не столько в этом. А в том, что всё мы жители города Чернигова. Но если для вас символ в одном, а для меня в другом, а для кого-то ещё в третьем, то как и на каком основании кто-то может говорить, что символ Чернигова и черниговчан это то, то или то, если этот "символ" не устраивает всех??? При чём, разделение и недовольство явно большое.
Неужели вносить смуту во взаимоотношения жителей города, самоуправления, организаций- это неотнеотъемлемая часть политики, и условие достижения власти? Мне кажется, такая ситуация явно не подарок Самому лучшему городу в мире. 
Давайте лучше жить дружно и терпимо ко всем, пусть у нас разные взгляды на жизнь, пусть для кого-то какая-то часть истории более важна, а для кого-то нет. Давайте уважать ту историю, которую мы делаем сейчас вместе.  Не "украшать" её скандалами, лживым популизмом и прочей грязью. И уважать друг друга, а ещё, хоть немножко, Бога. А Он уж нас рассудит.
Мир всем:)

dida2010-03-05 08:52:25 відповісти

Я согласен с теми кто поддерживает Установку памятника.
Подумайте логично если єто как и многое другое будет привлекать в город туристов то какая разница кто на этом пиарится. Да тратят бабло и фиг с нимию Или вы думаете туристы будут замарачиваться кто поставил им памятник да им все равно, лишь бы было не обычно и прикольно сфоткатся возле него.
Если бы каждая партия влупила в городе по пару памятников в разних уголках города то почему это плохо для нас жителей.
давайте учиться пользоваться пиарщиками а не наоборот.

balbes2010-03-05 09:28:36 відповісти

Что это, памятник или архитектурная композиция? И кто это должен решить?. Прав автор, если памятник, нужны общественные слушания. По-моему, с эти вена зарапортовалась.

Во-вторых, если памятник такой, как изображено на картинке, то посмотрите внимательно, языческий символ нависает над православным храмом. Естественно, кому из верующих такое понравиться.

Теперь о символах. Символ у города уже есть - это герб. Черный орел с крестом, чем не символ, проверенный временем. Что касается симагла или симурва, тут можно спорить. Напомню, что его изображение появилось на Борисоглебе только в 50-х годах после реставрации. До этого капитель со зверем нашли возле собора, и принадлежала ли она храму неизвестно. Орнамент был красивый и его вывесили на фасад.

balbes2010-03-05 09:31:19 відповісти


Об архитектуре, насколько я понял, памятник хотят поставить внизу возле Екатеринки. Ну и как на него смотреть три точки обзора сверху от Екатерининской церкви, с Вала от пушек, и снизу со стороны дороги. Сверху будем смотреть на спину, с дороги его тоже сложно рассмотреть. На машине не рассмотришь, потому что надо подниматься, вверх и останавливаться нельзя. Спускаться и снизу подходить не особо удобно.
Если кто-то хочет попиариться и есть денег на памятник, то пусть ставит. Однако, надо сначала подумать уместен он именно в том мессте, где понравилось заказчику.

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші новини
Епопея із ЗОШ №19 2025-07-04 15:16:54 У Березанці сусіди ведуть боротьбу за земельну ділянку 2025-07-04 14:47:13 Парамедик Руслан Вершок розповів про подробиці вибуху, коли постраждав... 2025-07-04 14:25:07 Чернігівський ЦНАП тепер буде працювати ще й по вечорах 2025-07-04 13:53:08 З вини люби­телів швидкої їзди чернігівським енерге­тикам довелося зам... 2025-07-04 13:25:06 Обмін тіл. 300 прийняли в Чернігові 2025-07-04 12:43:13 У Чернігові завершено масштабне відновлення гімназії №34 2025-07-04 12:26:25 Цікаві тендери Чернігівської обласної прокуратури 2025-07-04 12:16:29 У Прилуках поліція розшукує дівчину, яка співала пісню російською на А... 2025-07-04 11:52:10 Брижинський пропонує відсторонити начальника управління освіти Чернігі... 2025-07-04 11:30:40