Красный мост – самый старый мост Чернигова!

2010-09-23 11:26:01
11196 2
Красный мост – самый старый мост Чернигова!
История Чернигова неразрывно связана со Стрижнем. Много веков он обеспечивал жителей города качественной питьевой водой и становился препятствием на пути многочисленных врагов. Долгое время он был естественной границей Чернигова с востока. Город расстраивался, впоследствии городская застройка перешла на левый берег, и река превратилась в препятствие для самих черниговцев. Необходим был мост, из которому можно было бы передвигаться по центральной части города на «Застриженье» не только пешком, но и на возах или экипажах, а также – и это самое главное! – возить грузы, товары и тому подобное.

В середине XVIII века жители города загатили через Стрижень дамбу из гноя. Кстати, ее так и называли – Навозная дамба. Также по приказу архиерея построили две водяных мельницы, которые находились в распоряжении Борисоглебского монастыря. Но Навозной дамбе судилась короткая жизнь. Весной 1773 года на Стрижне внезапно поднялась большая вода и безумно хлынула в Десну, разрушив на своем пути и дамбу, и водяные мельницы. Впоследствии на месте прежней дамбы построили деревянный мост на сваях, первые сведения о нем относятся к 1783 году. На то время это был единственный в Чернигове мост через реку Стрижень. За удобство и нарядность он был назван Красным, то есть красивым. Об этом, в частности, свидетельствуют печатные источники, датированные 1786 годом. Общая протяженность этого инженерного сооружения составляла более 50 саженей (около 100 метров), а высота была такова, что даже во время больших наводнений движение по мосту не прекращалось. Но, как оказалось, высота представляла неудобство ни для телег, ни для карет, поэтому в 1900 году, во время очередного ремонта, его понизили на полтора аршина (чуть более 1 метра), потратив на это 500 рублей.

На рубеже XIX и XX веков Красный мост продолжал оставаться главным транспортным сооружением через Стрижень. Поэтому на нем даже был установлен специальный полицейский пост.
Долгое время мост был полностью деревянным, и вот в 1914 году устаревшие конструкции разобрали и заменили на бетонные. В таком состоянии он просуществовал почти полвека, пока в 1964 году, в связи с открытием в Чернигове троллейбусного движения, он опять не был реконструирован. При этом с обеих сторон уже существующей конструкции забили дополнительные бетонные сваи и достроили тротуары. После этого Красный мост и приобрел свой современный вид.


Вид моста до первой реконструкции


1914г.

По итогам второй недели победителями, которые получают подписку на газету «Семь дней», стали Василий Лузан и Лариса Гаркун. Поздравляем победителей!

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш Telegram.

коментарі (2)
Desperado2010-09-23 11:55:04 відповісти

кстати,а чего он уже не светиться как раньше?

Poured2010-09-24 18:23:41 відповісти

 А ты вечером к нему сходи 

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші новини
Епопея із ЗОШ №19 2025-07-04 15:16:54 У Березанці сусіди ведуть боротьбу за земельну ділянку 2025-07-04 14:47:13 Парамедик Руслан Вершок розповів про подробиці вибуху, коли постраждав... 2025-07-04 14:25:07 Чернігівський ЦНАП тепер буде працювати ще й по вечорах 2025-07-04 13:53:08 З вини люби­телів швидкої їзди чернігівським енерге­тикам довелося зам... 2025-07-04 13:25:06 Обмін тіл. 300 прийняли в Чернігові 2025-07-04 12:43:13 У Чернігові завершено масштабне відновлення гімназії №34 2025-07-04 12:26:25 Цікаві тендери Чернігівської обласної прокуратури 2025-07-04 12:16:29 У Прилуках поліція розшукує дівчину, яка співала пісню російською на А... 2025-07-04 11:52:10 Брижинський пропонує відсторонити начальника управління освіти Чернігі... 2025-07-04 11:30:40