Пятницкая церковь в Чернигове – образец ранней готики или первый московский храм? (фото)
2011-11-10 11:06:04


Согласно церковному календарю, 10 ноября отмечается память великомученицы Параскевы-Пятницы. К Чернигову этот праздник имеет самое непосредственное отношение, ведь в нашем городе есть Пятницкая церковь - одна из немногих в Украине.
Пятницкий храм, как никакой другой в Чернигове, окружен ореолом таинственности. Древние летописи не сообщают нам ни точной даты его постройки, ни имени зодчего, возводившего церковь.
Неизвестно даже, кто был инициатором ее строительства – князь или разбогатевшее черниговское купечество, ведь Параскева-Пятница считалась покровительницей торговли в Древней Руси. Довольно необычна и сама архитектура Пятницкой церкви.
Готический собор в Чернигове?
Если в ХІ в. князья на Руси строили огромные многокупольные соборы - такие как София Киевская, София Новгородская, наш Спасо-Преображенский собор, то в ХІІ в., с усилением процесса феодальной раздробленности, храмы возводят уже в основном однокупольные, с мощными оборонными стенами (например, Борисоглебский собор в Чернигове). Как считает большинство исследователей, Пятницкая церковь была построена приблизительно в конце ХІІ-нач. ХІІІ вв.
Как раз именно в это время в Европе на смену романскому стилю пришел готический. И храмы теперь представляют собой не хмурые оборонные башни, а воплощают мистический порыв в небо, к Богу. Их высота в 1,5 - 2 , а то и больше превышает горизонтальные размеры, а стены утрачивают тяжелую монументальность. В связи с этим было бы заманчиво предположить, что если бы не было монголо-татарского нашествия, возможно, в Чернигове и других землях были бы построены величественные соборы в стиле пламенной готики. К сожалению, этому не суждено было случиться, но все же зодчие Пятницкой церкви «успели» стать на путь нового стиля.
Помимо общей устремленности вверх, с готикой Пятницкий храм роднит и слегка стрельчатая форма ступенчатых сводов (между стенами и главой), особенно со стороны алтарных полукружий - апсид. Внутри храма полуарки совсем узких боковых нефов играют роль, аналогичную аркбутанам в готических сооружениях – передают нагрузку с арок главного нефа на боковые.
В нижних фрагментах стен и фундаментах церкви использовалась характерная для римского и раннеготического строительства кладка «в ящик», когда пустота между внешними и внутренними рядами кирпичной (из плинфы) кладки заполнялась битым кирпичом, гашеной известью, мелкими камнями, после чего все это заливалось слабым известковым раствором.
Откуда есть пошло зодчество Русское
Вместе с тем черниговская Пятницкая церковь имеет много общих черт не только с неким абстрактным готическим храмом, но и с конкретными московскими церквями, построенными гораздо позже нее – в ХІV-XVII вв.
Так, например, вертикальный силуэт Пятницкой церкви, ее устремленность вверх способствовала появлению шатровых московских храмов, таких, например, как церковь Вознесения в Коломенском, церковь Спаса-Преображения в с.Остров (Подмосковье), храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
В Пятницкой церкви плавный переход от стен храма к его главе осуществляется с помощью трех нависающих друг над другом полукруглых сводов, получивших название «ступенчатых сводов». В зодчестве же Московской Руси развитие системы ступенчатых сводов привело к появлению знаменитых московских «кокошников», несколькими рядами живописно опоясывающих стены церквей. Помимо уже указанных храмов, кокошники видим также на церквях в Коломне и Архангельском (Подмосковье), в монастырских соборах Москвы.
Эта конструкция оказалась весьма типичной и для псковской архитектуры, и даже получила название «псковских ступенчатых сводов».
Еще одна оригинальная архитектурная деталь Пятницкой церкви – «трехлопастная» форма завершения фасадов храма, когда центральное, более высокое полукруглое завершение стены с обеих сторон окружено более низкими, в четверть круга. Подобное завершение фасадов встречается в ХІV-ХV вв. в храмах Великого Новгорода, Пскова, той же Москвы.
Таким образом, стоящий на вершине разрушенной татарами культуры Древней Руси, Пятницкий храм представляет собой ясно выраженную отправную точку, с которой началось развитие архитектуры Московской Руси!
Каменный ковер
Среди других черниговских храмов Пятницкая церковь выделяется еще и тем, что на ее кирпичах-плинфах можно увидеть оставленные древними зодчими таинственные знаки!
В большинстве своем это производственные знаки – ими метили верхний кирпич каждого штабеля сырцов - «банкет» для определения дня формовки штабеля или партию, предназначенную для одновременного обжига в печи.
Большинство плинф со знаками сосредоточено в нижних частях стен церкви – это и естественно, учитывая тот факт, что верхние фрагменты с куполом были выложены из современного кирпича (изготовленного по аналогии с древним) во время реставрации храма в послевоенные годы.
И конечно же, почти все эти знаки расположены на длинных торцах плинф, видных снаружи здания. Знаки, имеющиеся на стенах Пятницкой церкви, можно разделить на три группы. Самая многочисленная из них представляет собой изображение обоюдоострой «стрелы», пронзающей посередине «круг» и имеющей с каждой его стороны еще по одному острию. Интересно, что на плинфе из других черниговских храмов подобный знак не встречается. Зато я с удивлением обнаружил похожий символ на одном из домов Нежина!
Другая группа – это изображения букв, а возможно, и цифр. Встречаются такие символы, как «m», «V» (а может и «VІ»), «Л», «А», «Ш», напоминающая трезубец или перевернутую «m».
Еще одна группа представлена декоративными узорами - это волнистая «змейка» и сетчатый орнамент, перекликающийся с подобным, но гораздо более крупным – из целых плинф на стенах храма. Один такой кирпичик «в сеточку» прилегает прямо к знаменитому «камню исполнения желаний» в алтарной стене церкви.
Всего же в кладке Пятницкой церкви насчитывается около 100 плинф с клеймами! Такое количество столь разнообразных и интересных клейм еще не встречалось в других памятниках древнерусского зодчества.
Все эти многочисленные знаки на плинфе в сочетании с декоративными кладками, а также «камнем желаний» и выложенным из плинфы крестом создают неповторимый орнаментальный узор, «вышитый» на «каменном ковре» стен Пятницкой церкви, который не уступает по красоте живописной кладке Спасского собора.
А все гуляющие возле церкви могут не только потереть «камень желаний», но и поискать рядом с ним знаки на плинфе, которых как раз много встречается в этом месте.
Поверьте, очень интересное занятие! К тому же дающее возможность почувствовать дыхание прошедших веков.
Иван Коцюра
Пятницкий храм, как никакой другой в Чернигове, окружен ореолом таинственности. Древние летописи не сообщают нам ни точной даты его постройки, ни имени зодчего, возводившего церковь.
Неизвестно даже, кто был инициатором ее строительства – князь или разбогатевшее черниговское купечество, ведь Параскева-Пятница считалась покровительницей торговли в Древней Руси. Довольно необычна и сама архитектура Пятницкой церкви.
Готический собор в Чернигове?
Если в ХІ в. князья на Руси строили огромные многокупольные соборы - такие как София Киевская, София Новгородская, наш Спасо-Преображенский собор, то в ХІІ в., с усилением процесса феодальной раздробленности, храмы возводят уже в основном однокупольные, с мощными оборонными стенами (например, Борисоглебский собор в Чернигове). Как считает большинство исследователей, Пятницкая церковь была построена приблизительно в конце ХІІ-нач. ХІІІ вв.
Как раз именно в это время в Европе на смену романскому стилю пришел готический. И храмы теперь представляют собой не хмурые оборонные башни, а воплощают мистический порыв в небо, к Богу. Их высота в 1,5 - 2 , а то и больше превышает горизонтальные размеры, а стены утрачивают тяжелую монументальность. В связи с этим было бы заманчиво предположить, что если бы не было монголо-татарского нашествия, возможно, в Чернигове и других землях были бы построены величественные соборы в стиле пламенной готики. К сожалению, этому не суждено было случиться, но все же зодчие Пятницкой церкви «успели» стать на путь нового стиля.
Помимо общей устремленности вверх, с готикой Пятницкий храм роднит и слегка стрельчатая форма ступенчатых сводов (между стенами и главой), особенно со стороны алтарных полукружий - апсид. Внутри храма полуарки совсем узких боковых нефов играют роль, аналогичную аркбутанам в готических сооружениях – передают нагрузку с арок главного нефа на боковые.
В нижних фрагментах стен и фундаментах церкви использовалась характерная для римского и раннеготического строительства кладка «в ящик», когда пустота между внешними и внутренними рядами кирпичной (из плинфы) кладки заполнялась битым кирпичом, гашеной известью, мелкими камнями, после чего все это заливалось слабым известковым раствором.
Откуда есть пошло зодчество Русское
Вместе с тем черниговская Пятницкая церковь имеет много общих черт не только с неким абстрактным готическим храмом, но и с конкретными московскими церквями, построенными гораздо позже нее – в ХІV-XVII вв.
Так, например, вертикальный силуэт Пятницкой церкви, ее устремленность вверх способствовала появлению шатровых московских храмов, таких, например, как церковь Вознесения в Коломенском, церковь Спаса-Преображения в с.Остров (Подмосковье), храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
В Пятницкой церкви плавный переход от стен храма к его главе осуществляется с помощью трех нависающих друг над другом полукруглых сводов, получивших название «ступенчатых сводов». В зодчестве же Московской Руси развитие системы ступенчатых сводов привело к появлению знаменитых московских «кокошников», несколькими рядами живописно опоясывающих стены церквей. Помимо уже указанных храмов, кокошники видим также на церквях в Коломне и Архангельском (Подмосковье), в монастырских соборах Москвы.
Эта конструкция оказалась весьма типичной и для псковской архитектуры, и даже получила название «псковских ступенчатых сводов».
Еще одна оригинальная архитектурная деталь Пятницкой церкви – «трехлопастная» форма завершения фасадов храма, когда центральное, более высокое полукруглое завершение стены с обеих сторон окружено более низкими, в четверть круга. Подобное завершение фасадов встречается в ХІV-ХV вв. в храмах Великого Новгорода, Пскова, той же Москвы.
Таким образом, стоящий на вершине разрушенной татарами культуры Древней Руси, Пятницкий храм представляет собой ясно выраженную отправную точку, с которой началось развитие архитектуры Московской Руси!
Каменный ковер
Среди других черниговских храмов Пятницкая церковь выделяется еще и тем, что на ее кирпичах-плинфах можно увидеть оставленные древними зодчими таинственные знаки!
В большинстве своем это производственные знаки – ими метили верхний кирпич каждого штабеля сырцов - «банкет» для определения дня формовки штабеля или партию, предназначенную для одновременного обжига в печи.
Большинство плинф со знаками сосредоточено в нижних частях стен церкви – это и естественно, учитывая тот факт, что верхние фрагменты с куполом были выложены из современного кирпича (изготовленного по аналогии с древним) во время реставрации храма в послевоенные годы.
И конечно же, почти все эти знаки расположены на длинных торцах плинф, видных снаружи здания. Знаки, имеющиеся на стенах Пятницкой церкви, можно разделить на три группы. Самая многочисленная из них представляет собой изображение обоюдоострой «стрелы», пронзающей посередине «круг» и имеющей с каждой его стороны еще по одному острию. Интересно, что на плинфе из других черниговских храмов подобный знак не встречается. Зато я с удивлением обнаружил похожий символ на одном из домов Нежина!
Другая группа – это изображения букв, а возможно, и цифр. Встречаются такие символы, как «m», «V» (а может и «VІ»), «Л», «А», «Ш», напоминающая трезубец или перевернутую «m».
Еще одна группа представлена декоративными узорами - это волнистая «змейка» и сетчатый орнамент, перекликающийся с подобным, но гораздо более крупным – из целых плинф на стенах храма. Один такой кирпичик «в сеточку» прилегает прямо к знаменитому «камню исполнения желаний» в алтарной стене церкви.
Всего же в кладке Пятницкой церкви насчитывается около 100 плинф с клеймами! Такое количество столь разнообразных и интересных клейм еще не встречалось в других памятниках древнерусского зодчества.
Все эти многочисленные знаки на плинфе в сочетании с декоративными кладками, а также «камнем желаний» и выложенным из плинфы крестом создают неповторимый орнаментальный узор, «вышитый» на «каменном ковре» стен Пятницкой церкви, который не уступает по красоте живописной кладке Спасского собора.
А все гуляющие возле церкви могут не только потереть «камень желаний», но и поискать рядом с ним знаки на плинфе, которых как раз много встречается в этом месте.
Поверьте, очень интересное занятие! К тому же дающее возможность почувствовать дыхание прошедших веков.
Иван Коцюра
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
Залишити коментар
інші новини
На Чернігівщині попрощалися з трьома захисниками: Павлом Бахмачем, Оле...
2025-05-14 15:25:36
Наталці Чернобай, яка раділа смертям чернігівських військових на кладо...
2025-05-14 15:13:29
Чернігівець Олексій Ануля презентував книгу, де описав свою історію пе...
2025-05-14 14:54:50
Керівника патрульної поліції Чернігівщини перевели на Рівненщину: хто ...
2025-05-14 11:41:33
Виконком погодив виплати для 27 чернігівців, чиї квартири постраждали ...
2025-05-14 11:32:28
Зберегти 200-літнього дуба вирішили активісти у Смичині
2025-05-13 14:57:35
З 1 травня жителям двоповерхівки на Шевченка розсилають квитанції по к...
2025-05-13 14:37:57
Ні обручок, ні поцілунків, ні трепетного «кохаю!», зате 56 років разом...
2025-05-13 14:22:53
У Чернігівській гімназії №16 тривають ремонтно-відновлювальні роботи
2025-05-13 13:45:47
Прилуцький центр допомоги безпритульним тваринам: стерилізація, догляд...
2025-05-13 13:30:00
Спасибо за статью. Пятницкая церковь одно из любимых моих архитектурных сооружений в Чернигове.
Статья хорошая, но только вот первозданного вида Пятницкой церкви никто не знает. Известно лишь, что она много достраивалась и перестраивалась, в результате чего, к началу 20 века, там существовал целый комплекс.
Фото http://www.etoretro.ru/data/media/178/53.jpg
А после войны там почти ничего не осталось, и церковь восстановили практически с нуля в том виде, в котором она сейчас.
Ну почему же не знает? После войны реставратор Петр Барановский на основе обмеров остатков храма и сохранившихся архитектурных деталей составил проект реконструкции, который и был воплощен в жизнь. Именно такой она и была в древности, как сейчас. И восстанавливали ее не с нуля - церковь все же сохранилась процентов на 40.
Стаья очень хорошая, обстоятельная. Обязательно возьму себе её на заметку! Недаром Пятницкая церковь считается шедевром древнерусской архитектуры .
Спасибо автору!