Московский генерал из украинской глубинки
2012-09-21 16:47:45



Валентина и Михаил Артамоновы
На хуторе, где он поселился после выхода на пенсию, Михаил Яковлевич живет со своей женой — Валентиной Петровной. Собственно, этот дом еще до войны построил ее отец. А в 1943 году он погиб на фронте. Отсюда маленькая Валя почти за десять километров пешком ходила в мен- скую школу. Затем окончила Нежинский педагогический институт по специальности «русский язык и литература». А познакомились будущие супруги в Мене. Причем, опять же, удивительное стечение обстоятельств: познакомил их Герой Советского Союза генерал-лейтенант Иван Бахметьев — муж двоюродной сестры Валентины Петровны и тогдашний сослуживец Михаила Яковлевича. С тех пор они вместе уже более полувека.
Михаил Артамонов родился на Смоленщине, на родине Михаила Исаковского и Александра Твардовского. В 1938 году, после окончания средней школы № 3 в городе Вязьме, через райвоенкомат подал документы в Одесское пехотное училище. Окончил его в 1940-м — по первому разряду, или, как сказали бы сегодня, с красным дипломом. Там и остался служить в должности командира учебного курсантского взвода. «Мой отец, работая слесарем в депо, получал 250 рублей, ая - 725, — рассказывает Михаил Яковлевич. — Вот такое тогда было отношение государства к военным».
С этим училищем 19-летний лейтенант Артамонов встретил войну. «Одесский военный округ, — вспоминает Михаил Яковлевич, — стал единственным округом, командование которого за два дня до начала войны успело вывести под видом учений войска из постоянных пунктов дислокации на боевые позиции. Командовал округом тогда генерал- полковник Яков Тимофеевич Черевиченко, а начальником штаба был генерал-майор Матвей Васильевич Захаров. Я начал войну утром 22 июня на реке Прут - возле молдавского местечка Каушаны. Примерно в половине третьего, как сейчас помню — после танцев, пошел проверять наблюдательные посты. Подхожу к одному секрету, мне докладывают: «Товарищ лейтенант, все спокойно!» Часа три уже было. Тишина такая, что слышно, как с камыша в воду падают капли. И вдруг — самолеты в небе. А на реке — четыре понтона с румынскими солдатами. Плывут в нашу сторону. Разведчики на посту хорошо экипированы были — винтовки, по три гранаты у каждого. И я принимаю решение: к бою! Как только понтоны достигли нашего берега, мы забросали их гранатами. Румыны повернули обратно, но с той стороны их из пулеметов стали обстреливать немцы. Вот так для меня война и началась».
За 72 первых дня Великой Отечественной Михаил Артамонов с боями прошел дорогами пяти областей Украины: Одесской, Николаевской, Кировоградской, Полтавской и Запорожской. Все время был в разведке. Прекрасно помнит своего первого «языка» — ефрейтора, тоже разведчика, командира бронеавтомобиля из танковой дивизии СС «Мертвая голова». Было это под Новоукраинкой Запорожской области.
После того как немцы вышли к Киеву, лейтенанта Артамонова командировали в город Уральск, где он полтора года готовил кадры для фронта. Организовал три ускоренных офицерских выпуска: если в мирное время командиров взводов учили два года, то в военное — только шесть месяцев. А затем был направлен на Высшие разведывательные курсы в Казани, где готовили разведчиков звена «корпус-армия-фронт». После их успешного окончания был назначен на должность заместителя начальника разведки 42-го стрелкового корпуса — на ставшей впоследствии легендарной Курской дуге. Здесь капитан Михаил Артамонов получил свою первую боевую награду — орден Красной Звезды. «Наградили меня за подготовку и проведение ночного поиска, — рассказывает Михаил Яковлевич. — Разведгруппа 102-й дивизии, которую я готовил и перебрасывал через линию фронта, захватила немецкого офицера, который дал ценные показания. Всего же за полтора года войны я, кроме этого ордена, получил еще орден Отечественной войны двух степеней и две медали».
Довелось Михаилу Артамонову принимать участие и в освобождении Черниговщины. «Под Новгородом-Северским, — вспоминает он, — меня так контузило, что из ушей пошла кровь. Но город мы взяли, хотя за это отдали свои жизни 650 советских воинов».
После изгнания фашистов с территории Советского Союза Михаил Артамонов освобождал Варшаву, участвовал в операции по уничтожению немецкой группировки в Кенигсберге. Там и закончил войну в звании майора.
Но и послевоенные будни майора Артамонова трудно назвать мирными. Сотни тысяч демобилизовавшихся солдат и офицеров отстраивали страну, а ему пришлось снова учиться ее защищать. «Направили меня в Высшую разведшколу Генерального штаба, — рассказывает Михаил Яковлевич. — А через год перевели сразу на второй курс Военной академии им. Фрунзе. Чего только не пришлось учить! Прилично выучил даже китайский язык, защищал на нем дипломную работу. Но китайский мне так в дальнейшем и не пригодился. Закончил академию, получил звание подполковника и был направлен начальником разведки 11-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии в Рязань. 126 прыжков с парашютом имею на счету! А через шесть лет был направлен в Главное разведывательное управление Генерального штаба».
Довелось Михаилу Артамонову принять участие и в событии, сведения о котором до недавнего времени скрывались под грифом «совершенно секретно». Речь идет об учениях с применением ядерного оружия, которые состоялись 14 сентября 1954 года в Оренбургской области. «Руководил ими маршал Георгий Жуков, — вспоминает Михаил Яковлевич. — Туда были приглашены все министры обороны социалистических стран. Взорвали ядерный боеприпас на высоте 800 метров — и у всего руководства,с тоявшего на вышке в 15 киломе - трах от эпицентра, фуражки сорвало с голов. Потом через зону заражения войска пошли - танки, бронетранспортеры, пехота.
А я разрабатывал план наступления усиленного мотострелкового батальона в условиях ядерного взрыва. За его успешное осуществление получил лично от маршала Жукова в подарок охотничье ружье».
Еще одна увлекательная страница в послевоенной биографии генерала Михаила Артамонова —
работа в советской миссии связи в Баден-Бадене при главнокомандующем французскими войсками в Германии. «Я тогда уже начальником разведки Московского округа был, — рассказывает он. — Вызывает меня как-то генерал-лейтенант Константин Ткаченко и говорит: «Поедешь в ФРГ, покажешь, на что ты способен». Как известно, Германия после капитуляции была разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую. В каждой из них находилась военная миссия связи, состоящая из военнослужащих каждой из союзных армий. Мы должны были координировать действия между союзниками, следить за разоружением и демилитаризацией Германии, а также первыми приступать к разрешению спорных проблем между союзниками. Там я проработал четыре года - вместо положенных двух. Особенно трудно было Валентине Петровне. Во-первых, она не работала — там это не принято, жена генерала как-никак. А во-вторых, поговорить было не с кем, да и не о чем. Вернулись мы как-то из отпуска, а французы нам сообщают: мы, мол, отремонтировали вашу виллу. Наши контрразведчики приехали, проверили — повсюду подслушивающая аппаратура! Так что в доме разговаривать было нельзя, только на улице. А жене каково? Ни поругаться, ни посплетничать...»
Закономерен вопрос; а что самое трудное в работе разведчика? Михаил Яковлевич на него ответил: «Самое трудное — столкнуться с предательством! Мне приходилось обсуждать эту тему с моими зарубежными коллегами — французами, американцами. Они признались, что предателям платят хорошо, но ненавидят их так же, как и мы. Потому что предавший один раз может предать и вторично».
После окончания командировки Михаил Артамонов вернулся в Москву — опять на должность начальника разведки Московского округа. С этой должности и ушел на пенсию. Была у него прекрасная квартира в Москве, но поселиться все же ре- шйл на Черниговщине. «Тут тишина, покой, природа. Что еще надо, чтобы отдохнуть на склоне лет? — говорит Михаил Яковлевич. —Дом не бетонный, а живой, из дерева. Дети и внуки живут в Москве, мы их проведываем, но жить там не хочется: пробки на дорогах, загазованность, суета».
Кстати, Михаил Артамонов водил машину до 88 лет, пока не стало плохо со зрением. Всегда был заядлым охотником и рыбаком. Пока с Валентиной Петровной были помоложе [«От 60-ти до 80-ти!» — шутит Михаил Яковлевич) держали поросенка, две козы, 40 кролей. Сейчас, конечно, возможности уже не те, но... Как гласит первая заповедь жены разведчика: всегда молчи и ни на что не жалуйся! Они и не жалуются.
А что касается секрета долголетия, то Михаил Яковлевич «выдал» нам его с охотой: Чтоб прожить лет девяносто, Я смотрел на вещи просто. И тогда конфликт любой Разрешался сам собой.
Чернигов — с. Веселое
Менского района — Чернигов.
Это интересно
Еще во времена Киевской Руси разведка была делом государственной важности. Для сбора данных привлекались послы, гонцы, торговые люди, жители пограничных областей и воинские отряды. Позднее, уже при царе Алексее Михайловиче, в 1654 году был основан приказ Тайных дел — прообраз разведывательного управления того времени. В Воинском уставе 1716 года Петр I подвел под разведывательную работу законодательную и правовую базу.
В царствование императора Александра I в январе 1810 года по инициативе Барклая де Тол- ли была создана Экспедиция секретных дел при военном министерстве, а в январе 1812 год а ее переименовали в Особую канцелярию при военном министре. Особая канцелярия решала важнейшие задачи: ведение стратегической разведки (сбор стратегически важных секретных сведений за рубежом), оперативно-так
тической разведки (сбор данных о войсках противника на границах России) и контрразведки (выявление и нейтрализация агентуры противника).
5 ноября 1918 года в составе полевого штаба Красной армии в Петрограде приказом председателя Реввоенсовета республики Льва Троцкого было образовано Регистрационное управление для координации усилий всех разведывательных органов армии. С этого дня начало свою историю Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба ВС СССР. А 7 сентября 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ о создании Управления военной стратегической разведки Министерства обороны Украины. Эта структура сочетает в себе все существующие виды разведки — стратегическую, агентурную, в том числе нелегальную, техническую, экономическую, космическую и военную.
Олег Яновский, газета "ГАРТ" №38 (2583) от 20.09.12
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
Залишити коментар
інші новини
Епопея із ЗОШ №19
2025-07-04 15:16:54
У Березанці сусіди ведуть боротьбу за земельну ділянку
2025-07-04 14:47:13
Парамедик Руслан Вершок розповів про подробиці вибуху, коли постраждав...
2025-07-04 14:25:07
Чернігівський ЦНАП тепер буде працювати ще й по вечорах
2025-07-04 13:53:08
З вини любителів швидкої їзди чернігівським енергетикам довелося зам...
2025-07-04 13:25:06
Обмін тіл. 300 прийняли в Чернігові
2025-07-04 12:43:13
У Чернігові завершено масштабне відновлення гімназії №34
2025-07-04 12:26:25
Цікаві тендери Чернігівської обласної прокуратури
2025-07-04 12:16:29
У Прилуках поліція розшукує дівчину, яка співала пісню російською на А...
2025-07-04 11:52:10
Брижинський пропонує відсторонити начальника управління освіти Чернігі...
2025-07-04 11:30:40
Интересно было почитать, спасибо.