Поверила счетчик газа – задолжала 3500 грн


Жители Чернигова уже поняли, что квартирные и домовые счетчики, если и не дают экономии, то хотя бы позволяют оплачивать реально потребленную услугу, а не виртуальные счета, выставляемые поставщиками услуг. В то же время далеко не все понимают, что новые течения в коммунальной сфере скрывают подводные камни, о которых абонентам, как правило не говорят. Поверка счетчика газа 85-летней жительницы Чернигова закончилась долгом в 3437 грн и проблему нельзя решить до сих пор.
Если говорить о законах, действующих в Украине, то, в большинстве случаев они довольно рациональны и логичны. В целом, по мнению экспертов, законодательство Украины соответствует мировым стандартам. Только вот беда: каждый норовит трактовать законы по-своему, а побеждает тот, у кого больше прав и возможностей (читай, денег в кошельке).
«Прибор неисправен! Покупайте новый…»
Ситуация, в которую попала 85-летняя Лидия Васильевна, не исключение, а скорее всего, правило. И в такой ситуации могут оказаться сотни и даже тысячи черниговцев.
В марте 2015 года к Лидии Васильевне, проживающей в частном секторе Чернигова обратилась компания «Черниговгаз» с требованием предоставить счетчик газа на поверку. Поскольку Лидия Васильевна по состоянию здоровья самостоятельно не могла заниматься этими вопросами, с представителями «Черниговгаза» общалась дочь пенсионерки Валентина Павловна, которая хоть и проживает отдельно, но осуществляет уход за своей матерью.
16 марта примерно в середине дня счетчик газа был распломбирован и демонтирован. А уже утром 17 марта счетчик привезли и заявили: «Ваш счетчик неисправен. Покупайте новый!».
– Когда мне сказали, что моя мама должна будет купить новый счетчик газа, я была просто шокирована, – рассказывает Валентина Павловна. – Моя мама – пенсионер, инвалид, участник войны. У нас просто нет таких денег, чтобы купить счетчик газа.
Ни хозяйка дома, ни ее дочь просто не знали, что нужно делать в такой ситуации. Они оплачивали услуги «Черниговгаз» по прошлогодним показаниям прибора учета, умноженным на новый тариф на поставку газа. Но в июле им пришел счет, по которому они были должны за потребленный газ 2537,65 грн и это притом, что Лидия Васильевна, как участник войны еще имеет скидку на коммунальные услуги! По заявлению ПАТ «Черниговгаз» за месяц хозяйкой дома было «сожжено» почти 300 кубов газа. Хотя за аналогичный период прошлого года потребление газа составляло всего 50 кубов в месяц.
Такие цифры в счете повергли в панику и 85-летнюю пенсионерку и ее дочь. Валентина Павловна пошла в «Черниговгаз» выяснять, откуда взялась задолженность. Оказывается, в ПАТ «Черниговгаз» решили, что в июне месяце (когда в Чернигове, кстати, стояла аномальная жара) пенсионерка отапливала свой дом также, как и в зимний период! И посчитали расход газа, естественно, по зимним нормам!
Все доводы дочери владелицы дома в «Черниговгазе» даже и слушать не хотели: «Если вы не пользовались котлом в летний период, нужно было его опломбировать!», – заявили в «Черниговгазе». Но никто не предупреждал о том, что требуется пломбировка котла! Люди и допустить не могли что в летнюю жару с них будут брать деньги за отопление всего дома!
Валентина Павловна принесла счетчик газа в «Черниговгаз» и категорически заявила, что на новый прибор ни у нее, ни у матери денег нет! И, как ни странно, уже через неделю, 17 июля, отремонтированный прибор учета газа был установлен в доме ее матери. И при этом все работы были выполнены сотрудниками «Черниговгаз» бесплатно.
«Не оплатите долг – отключим газ…»
Эту историю можно было бы назвать историей со счастливым концом: прибор отремонтировали и поверили, газ включен и все счастливы. Но это – не про «Черниговгаз».
В октябре Лидии Васильевне пришло уведомление от «Черниговгаз збыт» о том, что ее долг за полученный в летний период газ составляет 3437,44 грн и в случае неоплаты в десятидневный срок сотрудники «Черниговгаз збыт» будут вынуждены прекратить подачу газа. Заметьте, это произошло как раз в тот период, когда в Чернигове начался отопительный сезон!
Действительно, приехали и хотели отключить газ. Но Валентина Павловна не впустила в дом сотрудников «Черниговгаза». Остановит ли их этот запрет – сказать сложно. Если не разбираться в сути произошедшего, то получается, что у владельца дома действительно есть задолженность, которую он не хочет оплачивать. И, скорее всего, по решению суда газ может быть отключен в принудительном порядке…
Попробуем разобраться в ситуации
Поставка газа абонентам осуществляется в соответствии с постановлением КМУ «Про затвердження Правил надання населенню послуг з газопостачання». В марте текущего года п.16 Правил был дополнен абзацем 161, которым как раз и регламентируется порядок поверки приборов учета газа.
Согласно Правилам «периодическая поверка счетчиков газа, их техническое обслуживание и связанный с такой поверкой ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) осуществляются за счет газораспределительного предприятия».
То есть, «Черниговгаз» был обязан не только поверить прибор учета газа, но и произвести его ремонт, связанный с поверкой. По факту мы видим, что сначала ни о каком ремонте речь вообще не шла: прибор просто вернули хозяйке, заявив: «Покупайте новый!». А то, что впоследствии прибор все же был отремонтирован ПАТ «Черниговгаз» только свидетельствует о том, что для ремонта не требовалось каких-либо капитальных вложений и уровень ремонта соответствовал нормативному.
Что же касается пломбирования котла в случае неиспользования его в летний период, то такого требования в Правилах мы не нашли. И, по всей видимости, его просто нет. Но, с другой стороны, работники «Черниговгаз» были обязаны предупредить абонента о том, что он должен сделать и как действовать в сложившейся ситуации. И это – не «добрая воля» сотрудников ПАТ «Черниговгаз», а их прямая обязанность согласно Постановлению КМУ.
Так, согласно п.33 Правил, газоснабжающее предприятие обязано:
– предоставлять своевременно качественные услуги по техническому обслуживанию внутридомовых систем газоснабжения и дворовых газопроводов;
– предоставлять услуги по техническому обслуживанию газовых приборов и устройств, счетчиков газа по заявке потребителя;
– проводить безвозмездно ремонт счетчиков газа, связанный с периодической поверкой, и в течение одного месяца с даты наступления срока периодической поверки счетчиков газа проводить такую поверку и их техническое обслуживание (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж);
– предоставлять информацию по тарифам на распределение природного газа, размера платы за выполнение дополнительных работ, правил подключения к газораспределительным сетям и порядка расчета платы за подключение к газораспределительным сетям, нормативных и фактических качественных показателей газа и его давления в газораспределительной сети и тому подобное.
Фактически получается, что задолженность произошла не из-за потребления увеличенного объема газа, а по недоработке сотрудников ПАТ «Черниговгаз». И, тем не менее, в компании не торопятся урегулировать проблему. Уже вторую неделю там разбираются с ситуацией, которую, по сути, сами же и породили. Каким будет вердикт руководства компании – пока неизвестно. Лидия Васильевна и Валентина Павловна опасаются, что газ реально могут отключить. И как быть дальше – они просто не знают. Ведь судиться с «Черниговгаз» им просто не под силу…
Комментарий ПАТ "Черниговгаз"
В этой главе нашей статьи оставляем пустое место. Вопросы руководству ПАТ "Черниговгаз" были адресованы через пресслужбу предприятия более недели назад. Но пока ответа не получили. Говорят: ""Разбираемся!"...
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.