Кто больше виноват, уже не важно...

2018-12-13 15:26:33
2056 2
«Когда исполнится моя мечта, ты станешь очень счастливой», — пообещал Софии Ходыко её старший внук. Ему только недавно исполнилось 13, ей —67.



— Какая мечта - не признаётся. Мол, сама увидишь. Поэтому должна дожить, — улыбается она.

И не только из-за того, что хочется счастья, — у неё, кроме Сергея, ещё 11-летний Артём и 7-летний Арсений. София Владимировна для них и бабушка, и дедушка, и мама с папой. Официально является опекуном. Неофициально — не может без внуков ни дня.

— Как-то старшие поехали отдыхать, Арсения забрала к себе Наташа (её младшая дочь. Как и старшая, Светлана, она живет в Чернигове. — Авт.). Я осталась одна. Места себе не находила, пока мои парни не вернулись.

После того как этим летом перенесла микроинсульт, многие прямо в глаза говорили: отдай внуков в интернат. С ними покоя не будет. Доведут тебя.

— А зачем тогда жить? — не понимает. Даже от больницы отказалась, чтобы не расставаться с мальчишками. Хотя они бы не пропали. К порядку приучены.

— Раз в неделю у нас генеральная уборка, — рассказывает Сергей. — В магазин ходим по очереди. Готовлю в основном я. Умею много чего. Хорошо получаются блинчики, салаты. Только тортов пока не пробовал печь.

Запланировал купить мультиварку, чтобы разгрузить бабушку. Она не соглашается:

— Сначала проведём воду, сделаем ванную комнату...

Разговариваем в их новом доме в Великом Листвене Городнянского района. Купили его недавно. Просторный, с газовым отоплением. В Тупичеве (соседний посёлок), где жили до этого, рассказывают, была только комната и кухня. Да и то не свои. Там теперь стало тесно. А три года назад чужие стены стали для бабушки с внуками спасением.

— Я родилась здесь, в Великом Листвене. Была у родителей единственным ребёнком. После школы выучилась на строителя, потом - на медсестру. Работала в Чернигове. И замуж там вышла. Родились дети. Две дочери и сын.

Всё было хорошо. В семье - мир, своя квартира. Только рано супружеская жизнь оборвалась. Умер муж. Я стала вдовой в 40 лет. Почти как и мама. Она - в 45, — вздыхает София Владимировна.

В конце 90-х она оставила черниговскую квартиру старшей дочери, которая вышла замуж, и вернулась в село: очень болела мама, нуждалась в постоянном уходе. Жили на её небольшую пенсию. Денег хватало только на самое необходимое. Продукты — в основном с хозяйства и огорода. Ремонтировать дом было не за что. Он ветшал и становился всё более непригодным для жилья. Софии было жаль до слёз, ведь в родительском доме всё напоминало о радостных и счастливых днях, которые теперь были только воспоминанием.

Сюда она приезжала со своим Михаилом и детьми. Здесь перепела все свои лучшие песни, прежде чем выйти с ними на сцену.

Вспоминает: муж ревновал, когда поздно возвращалась после концертов. А она только смеялась, ведь соперников, кроме песен, у него никогда не было.

Овдовев, София перестала петь. Это была её ещё одна тяжёлая потеря. Песня рвалась изнутри, просилась на простор. Но горе не пускало её.

Потом умерла мама... И каждый прожитый день был похож на предыдущий. Пока однажды в церкви неожиданно для себя не запела вместе с певчей. Видно, пришло время облегчить душу. А после службы её пригласили в церковный хор — в Тупичев.

— Это недалеко (6 км. — Авт.), но когда снег или дождь - неудобно. Поэтому настоятель церкви отец Михаил предложил мне переехать в посёлок. Там много пустых домов. В одном из них мне разрешили пожить. Батюшка побеспокоился.

Сын Андрей, который поселился вместе с матерью, вскоре привёл невестку. Молодые жили в гражданском браке. Поэтому у Сергея, Артёма и Арсения мамина фамилия — Мороз.

— Невестка Ира была местная, тупичевская. На 10 лет младше Андрея. Я не была против. Видела: Андрей её любит.

Первого сына Ира родила в 19- в 2005-м. Я помогала растить. В их с Андреем отношения не вмешивалась. Поссорятся - помирятся. У кого не бывает?

Через 2 года у меня появился ещё один внук. Чтобы обеспечить семью, Андрей начал ездить на заработки. А невестка пустилась во все тяжкие. Могла, не сказав ни слова, исчезнуть неизвестно куда на несколько дней. Дети были со мной.

— Яблочко от яблоньки далеко не падает. Родители Иры любили выпить, рано умерли. Вот и она... — не раз пришлось услышать в Тупичеве.

Но Андрей никого не слушал. Однажды вернулся домой — жены нет. На звонки не отвечает. Узнал, где она. Поехал — привёз. Любил так сильно, что всё простил.

— Ничего не могу с собой поделать. Тянет к ней. Как заколдованный, — признался матери. А невестка добавила:

— Мы помирились. Будем жить.

В сентябре 2011-го родился Арсений. Но трещина в семейной жизни Ирины и Андрея увеличивалась. Оба пристрастились к выпивке. Их младшенькому не исполнилось и года, как Ира заболела. У неё обнаружили туберкулёз.

София Владимировна забрала внуков и перешла в другой дом, тоже чужой. Из старого не взяла ничего. Боялась занести болезнь.

На помощь снова пришёл отец Михаил. Благодаря ему имела даже какой-то заработок — за то, что читала Псалтырь возле умерших. Это была небольшая добавка к её пенсии. На помощь сына и невестки рассчитывать не приходилось.

— Вскоре у Иры обнаружили рак. Её не стало в 2015-м. Года не дожила до 30-летия. Андрея похоронили через 2 года - умер от туберкулеза. Ему был 41.

Одни в посёлке говорят: во всём виновата Ира. Ни женой не была нормальной, ни матерью. Когда из Чернигова приезжает крёстный Арсения, ведёт мальчишек только на могилу отца.

Другие уверены: виноваты оба.

— Уже ничего не вернуть и не переиначить, — вздыхает София Владимировна. — Единственное, что имеет значение, - надо успеть подрастить внуков.

— Как Вы с ними справляетесь? У старших — трудности переходного возраста, у Арсения — шалости.

— Бывает, залезут на печь, заведутся за мелочь - начинается война. Успокаивает Сергей. Он и прикрикнуть может: «С печи - по одному! За уроки!»

О том, что, если не будут слушаться, не доживу, не увижу, какими они станут, не побуду на выпускных, не провожу в армию, говорю, но редко. После этих слов они становятся такими растярянными, беззащитными. Смотрю - и еле сдерживаюсь, чтобы не заплакать.

Где она не прячет слёз, так это на концертах, когда поёт Сергей. Многие свои песни он посвящает бабушке. Вместе с ней плачет весь зал.

— София Владимировна - пример для многих родителей, — говорят в один голос директор Тупичевской ООШ, в которой учатся ребята (в Великом Листвене школы уже нет) Татьяна Курганова и председатель объединённой общины Лариса Шовковая.

— Лишь бы здоровье не подводило.

Она улыбается:

— Я же медсестра. Лекарства всегда под рукой. Принимаю их правильно - по инструкции.

Отец Михаил сказал, что должна быть на венчании всех 3 внуков. Его я не могу не послушаться.

— А там и Серёжина мечта исполнится. И Вы станете очень счастливой...

— Я и сейчас счастливая. Потому что они у меня есть...

Анна Ефименко, «Гарт» №50 (2906) от 13 декабря 2018

Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш Telegram.

коментарі (2)
*2018-12-14 08:23:16 відповісти

Дай бог бабушке здоровья до ста лет.

Anonim2018-12-14 18:37:53 відповісти

Золотая бабушка, таких родителей ещё нужно поискать. Здоровья ей огромного и счастья

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші новини
Голова Державної податкової служби України Руслан Кравченко відвідав Ч... 2025-05-24 12:39:51 З полону до діджейського пульта: історія чернігівського строковика 2025-05-23 14:42:28 На Чернігівщині попрощалися з двома загиблими бійцями: В'ячеславом Коз... 2025-05-23 13:40:45 Анатолій Герасименко закоханий у музику з дитинства 2025-05-23 12:48:04 У Чернігові встановили меморіальний знак на честь українських військов... 2025-05-23 12:14:35 Посадовець вимагає три мільйони від міськради 2025-05-23 12:03:15 На Чернігівщині внаслідок ворожих атак постраждав чоловік, пошкоджено ... 2025-05-23 11:46:32 На Чернігівщині працюють 33 патронатні сім’ї, загальна кількість по Ук... 2025-05-23 11:34:13 СБУ затримала поплічника рф, який готував підпал військових автівок на... 2025-05-22 19:02:55 Поліція знайшла жінку, яка у Чернігові забила до смерті їжачиху з дітк... 2025-05-22 14:54:25