Принудительная эвакуация машины - законно или нет? (журналисты выясняли)



Тема общения водителей с автоинспекцией, наверное, никогда не перестанет быть актуальной. И не удивительно – и первые, и вторые ездят по одной и той же дороге, только с разными намерениями.
Недавно один из знакомых пожаловался, что ГАИ-шники забрали машину на штраф-площадку и чтобы вернуть авто, пришлось уплатить 350 грн. за эвакуацию. Тогда времени не было поднять закон и почитать о своих правах на дорогах. Но вот буквально пару дней назад еще один знакомый позвонил и сказал, что едет забирать машину в ГАИ.
Решила отследить эту ситуацию. Как оказалось, мой приятель (назовем его условно Дмитрий) накануне вечером припарковал свой автомобиль возле кафе, куда зашел пообщаться на полчаса с другом. За беседой выпили по бокалу светлого пива (сразу обозначу позицию автора: я категорически против, чтобы человек, который сделал хотя бы глоток спиртного, садился за руль, хотя в данном случае алкоголь в крови не превышал допустимую норму, но сейчас не об этом).
Как только Дима сел за руль и попытался отъехать с парковки, его тут же остановил патруль ГАИ. Отпираться, что выпил, не стал и проследовал за инспектором для заполнения протокола. Пока оформили все бумаги, прошло достаточно времени. Когда Дмитрий вышел к собственному авто, машину уже увозил эвакуатор. При этом мужчине никто даже словом не обмолвился, что машину забирают на штраф-площадку.
Ведь если его машина мешала движению, то у Димы было несколько вариантов: позвонить кому-то из друзей или родственников, чтобы отогнали машину, или вызвать таксистов, которые за отдельную плату доставят авто в положенное место. И уж если иного варианта нет, то лишь тогда вызывать эвакуатор. Но машина стояла практически на парковке и никому не преграждала дорогу.
Утром, перед тем, как отправиться в ГАИ за машиной, Дмитрий позвонил знакомому адвокату и попросил съездить с ним. На месте ситуация приобрела анекдотичный оттенок.
Инспектор ГАИ:
- Забрать машину? Минуточку. Вот квитанция на 18 грн. за ночь на спецплощадке и квитанция на 350 грн. за услуги службы эвакуации.
- Какой эвакуации? Мы никого не вызывали, – вмешивается адвокат и предъявляет удостоверение. – Если вы эвакуировали авто, то эту услугу оплачивает бюджет.
Инспектор молча отдает квитанцию на 18 гривен.
На самой площадке охранник попытался было не пропустить адвоката с Дмитрием до осмотра машины, и уверенным голосом потребовал оплатить эвакуатор. После аргументированного отказа, связался с кем-то по телефону и с возмущением: «Я что из своего кармана платить за эвакуатор буду?» Но с законом не поспоришь, если, конечно, клиент законы знает. Пришлось отдать машину.
Андрей Нечипоренко, адвокат:
Лично я таких случаев в этом месяце несколько разбирал. Схема знакомая: инспектор пользуется незнаем водителей законодательных актов. А в законе четко прописано: в случае, если есть причина считать, что водитель нарушил правила, то работник ГАИ временно задерживает транспортное средство способом блокирования или доставляет его для хранения на специальную площадку или стоянку. И тут внимание!, если размещение задержанного транспорта СУЩЕСТВЕННО мешает дорожному движению.
После временного задержания автомобиля инспектор ГАИ обязан предоставить возможность особе сообщить про временное задержание транспортного средства и о своем месте нахождении кому-либо на собственное усмотрение, чтобы предпринять какие-либо действия для возвращения автомобиля на постоянное место дислокации. Это значит, что водитель имеет право сам решать, каким способом его автомобиль будут убирать с дороги.
Еще момент, законом предусмотрено, что автомобиль могут задержать на штраф-площадке не больше, чем на 3 дня. За возвращение временно задержанного транспортного средства НЕ МОЖЕТ УДЕРЖИВАТЬСЯ плата. Все расходы ГАИ на транспортировку машины покрывает бюджет.
Судя по всему бизнес отлажен и приносит неплохие дивиденды. Дабы не попасться на очередной крючок, лучше знать о своих правах и не нарушать чужие.
Римма Кари
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
Козлы. Больше сказать нечего!
+1
вот так умники...
спаибо за информацию ведь не у каждого есть свой адвокат ,теперь можно будет поспорить с нашими полосатиками
Римме сенкс за полезную инфу!!!
единственное, нет посыланий на нормативные акты
я думаю они могли бы пригодиться многим читателям.
Нарушена часть 1 статьи 265-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая не предусматривает возможности временного задержания транспортного средства в случае нарушения правил стоянки.
Водитель транспортного средства не заказывал работы по эвакуации личного автомобиля коммунальному предприятию.
Сомнительной, с юридической точки зрения, также представляется взыскание коммунальным предприятием оплаты за эвакуацию транспортного средства. Согласно Гражданскому кодексу по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. В ситуации с изъятием транспортного средства при помощи эвакуатора владелец автомобиля не проситэвакуировать свой автомобиль. Более того, такое изъятие происходит помимо его воли. Иными словами, владелец вынужден платить за работы, которые он не заказывал, что является не только незаконным, но и абсурдным, по сути это - незаконный коммунальный рэкет с использованием государственно-властных полномочий.
Коррупция ? Она, родная...
это все хорошо, но на что ссылаться, на какие законы?
Можно воспользоваться следующим образцом заявления (такой или подобный были "обкатаны" в Киеве , где незаконная эвакуация - неплохой приварок к зарплате ментовских генералов ? )))).
Комунальному підприємству
" ___________________"
14000, м.Чернігів, вул.. Героїв-Хабарників
Несчасного Степана Степановича
м. Чернігівв, вул. Дем»яна Бідного, 00
власника/користувача транспортного засобу
___________(марка та № авто)
Заява
про повернення транспортного засобу
__ ____________ 2010 року близько __:__ години мною було виявлено зникнення транспортного засобу ______________________ (надалі - транспортний засіб, машина), право на керування яким я маю в установленому чинним законодавством порядку, із місця стоянки за адресою: _____________________.
Як з'ясувалося, мою машину було евакуйовано за порушення правил стоянки транспортних засобів на майданчик за адресою: , __________________. На місці цього майданчику, куди я прибув цього ж дня близько __.__ години і провів до __.__ години, мені так ніхто і не повідомив, яке адміністративне правопорушення я вчинив, протокол про вчинення адміністративного правопорушення складено не було, пояснень щодо допущеного порушення у мене не відбиралося, винним в адміністративному правопорушенні мене визнано не було. Як вбачається зі змісту протоколу огляду та затримання транспортного засобу від __ ____________ 2010 року, затримання транспортного засобу було здійснено у зв'язку з порушенням мною вимог частини 2 статті 122 Кодексу України про адміністративні правопорушення (надалі - КУпАП). Однак порушень частини 2 статті 122 КУпАП я не вчиняв. Порушення правил стоянки або зупинки, які нібито мені інкримінуються, є складом адміністративного правопорушення за частиною 1 або 3 статті 122 КУпАП, але аж ніяк не за частиною 2 статті 122 КУпАП.
Із затриманням транспортного засобу (його евакуацією) та вимогою оплатити послуги евакуації незгоден, вважаю їх незаконними виходячи з того, що:
Затримання транспортного засобу відповідно до частини 1 статті 265-2 КУпАП з підстав порушення статті 122 КУпАП не передбачено.
Мені до цього часу не повідомлено склад адміністративного правопорушення, яке я вчинив, не відібрано моїх пояснень, та до цього часу мене не визнано винуватим у встановленому чинним законодавством порядку у вчиненні цього адміністративного правопорушення.
Юридичні і фактичні підстави для евакуації (затримання) транспортного засобу відсутні.
транспортний засіб має бути повернуто його власнику або довіреній особі без оплати послуг евакутора
Роботи з евакуації свого транспортного засобу я не замовляв, відтак вимоги щодо їх оплати є безпідставними.
У присутності ________________, ______________________ я, керуючись статтею 41 Конституції України, статтею 260 КУпАП неодноразово звертався з усними та письмовими заявами до _______________ про повернення мені транспортного засобу. Однак у поверненні транспортного засобу з незрозумілих незаконних причин мені було відмовлено. Більше того, працівники майданчику _________________ відмовилися прийняти мою письмову заяву про повернення транспортного засобу.
Враховуючи вищевикладене, керуючись статтями 19, 41 Конституції України, статтями 7, 260, 265-2 КУпАП прошу: повернути мені транспортний засіб _____________________ без оплати за послуги евакуації.
Несчасний С.С.
Спасибо.Будем знать.Была попытка изьятия "эвакуатором" за отсутствие на руках тех.паспорта
(Хмельницкой бригадой ДПС ,кто помнит эти рейды в зима-весна 2008 года).Обошлось админпротоколом и мин.штрафом.Но чувство неуверенности осталось...а зря:)
Ну тут ты сам прогнал - за отсутствие Тех пасспорта могли и задержать )))
Вот пример грамотного судебного решения вопроса + с взысканием морального ущерба (!!), что случается нечасто http://yurpractika.com/article.php?id=10007019 , а что делать на улице, когда представители власти абсолютно незаконно отбирают Вашу частную собственность, при этом не каждый нормальный человек может выдержать наглый тон и моральное давление ?
Выход только один - надо быть подготовленным и знать свои права и их обязанности. И не бояться указывать милициЯнтам на незаконность их действий.
Минимум действий по спасению на дороге (если вы уверены, что действия против вас незаконны): Самое первое- переписать номера и фамилии Гаишников и узнать причину остановки. Количество таких причин ограничено! Любимая инспекторами "проверка документов" - не является уважительной причиной из-за которой можно Вас останавливать. Рекомендуется вежливо попросить рассказать Вам Ваши права. Вас обязаны с ними ознакомить. Далее.
Во-первых - не выходить из машины. Никакой закон обязывает делать это + эвакуатор не имеет права работать когда в машне люди. Кстати, если коммунальщики на всю голову отмороженные и будут грузить с людьми, рекомендуется выворачивать колеса до упора - не дать возможность физически забрать машину. Второе - никуда не ехать следом за м-возкой - никто не заставит, так как Вы не задержаны (задержание - отд процедура, требующая веских оснований). Третье- звонить на тел доверия (зачастую оттуда тупо отмораживаются, но - факт Вашего обращения будет зафиксирован), иногда это помогает.
И еще, немаловажно и весьма желательно: фиксировать свои приключения хотя бы на камеру моб телефона. Этого не любят, но - имеете право. Закон "О милиции" позволяет - "діяльність міліції є гласною". Вас без Вашего разрешения снимать нельзя. Не забывайте: Вы свободный гражданин, пока не доказано иное.
Специально для адвоката:
КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
П О С Т А Н О В А
від 10 жовтня 2001 р. N 1306
Київ
Про Правила дорожнього руху
31.7. Забороняється експлуатація транспортного засобу шляхом
доставки його на спеціальний майданчик чи стоянку
Державтоінспекції у випадках, передбачених законодавством.
Случаи, предусмотренніе законодательством перечислять не буду - слишком длинній список
Не думаю что с запахом алкоголя вам удастся им что-либо доказать на месте. Или сразу взятка или на следующий день визит в ментовку с адвокатом, влиятельным знакомым. В любом случае расходы будут.... и примерно одинаковые. И еще один момент - как я понял эвакуировать машину или например забрать права - трактуется в законе двояко, сможете ли доказать менту на месте - под большим сомнением, учитывая что он на службе и может тупо ссылаться на какую-либо служебную инструкцию. Мой совет - будьте психологом (как кстати все гаишники). При незначительном нарушении или когда ваша уверенность в вашей правоте явно превалирует над
аргументами "стража порядка" - попытайтесь с ним "подружиться" - мягкое напоминание о своих влиятельных знакомых, сочувствие к тяжелым условиям службы (невыносимым...) "символический презент" (до 50 грн.). Если влетели по-взрослому, начинайте тоже с этого, но ставки конечно будут побольше.... Ругаться - вообще не стоит, потратите здоровье, есть возможность ухудшить ситуацию ну и само собой все станет дороже. Принципы и воспитывать там просто некого - если человек идет туда работать, то это уже так скажем не обычный/нормальный человек и помочь ему сможет только бог.....