Ребенок в гневе или О причинах детской агрессии
2011-01-19 17:08:42



Ребенок в гневе или О причинах детской агрессии
«Я - как все!»
Во многих классных коллективах есть свои «белые вороны» и те, кто хочет за счет их утвердиться. Педагогам часто приходится разбирать подобные ситуации. Неужели дети на самом деле настолько жестоки?
- Те, кто утверждает, что дети по своей природе жестоки, обычно могут назвать пару конкретных примеров. Ведь, согласитесь, несправедливо навешивать ярлык «агрессивный» на всех, - говорит практический психолог черниговской школы №12 Инна Чистенко.
Считается, что первопричиной агрессивного или же любого другого «плохого» поведения у детей являются привлечение к себе внимания, получение власти, месть, избегание неудач. Проявляться это может в различных формах: использование нецензурной лексики, драки, издевательства над животными, аутоагрессия (агрессия по отношению к себе).
Проявление жестокого поведения можно наблюдать уже с трехлетнего возраста, когда ребенок начинает бить своих родителей. Здесь важна реакция взрослого: попустить или пресечь. Ведь малыш пока не в состоянии понять, что нанося удары, делает кому-то больно. Он - экспериментатор, который исследует реакцию на свое поведение. Конечно, если близкие только умиляются, считает это поддержкой и одобрением подобного поведения.
Внутренний мир ребенка, его эмоции и чувства, ярко проявляются в творчестве, особенно - в рисунках. Если в цветовой гамме доминируют темные тона, а в качестве персонажей выступают устрашающие животные, с когтями, клыками, шипами и пр., родителям следует обратиться за консультацией к психологу.
В начальной школе самооценку ребенка формируют значимые взрослые - близкое окружение. И важно, чтобы рядом с ними малыши чувствовали себя в безопасности. Непросто приходится тем, у кого жесткие авторитарные родители: злоба и агрессия просятся наружу. Дать отпор взрослому сложно, поэтому ребенок находит другой способ - с жертвы превращается в преследователя. Получается замкнутый круг: папа бьет дома сына, а он, в свою очередь, унижает одноклассников или же издевается над дворовой собакой.
В 5-6 классах подростки ищут признания среди сверстников. В этом возрасте еще недостаточно прочно сформирована рефлексия (способность к самоанализу) да и самооценка низкая. Поэтому дети ищут признания в толпе. И способы для привлечения внимания выбирают отнюдь не гуманные: засунуть за шиворот майского жука, спрятать портфель, изрисовать мелом стул. А коль обиженная сторона реагирует на это криками и плачем, то выбор можно считать удачным. Действительно, в раннем подростковом возрасте на первый план выходит позиция «Я - как все!»
«Белые вороны»
У каждого человека развито чувство самосохранения, посему юные забияки издеваются над теми, кто их слабее. Кто же чаще всего выступает в роли «груши для битья»? Таковыми, по наблюдению педагогов, становятся те, кто выделяется из толпы. Это могут быть новички, дети, которые преуспевают в учебе (на фоне слабой успеваемости в классе), либо наоборот - отстающие.
- Я была «гадким утенком», - говорит пятнадцатилетняя Алена. - Ребята перекручивали мою фамилию, давали обидные прозвища. В школу ходить не хотелось. И я радовалась любой возможности пропустить уроки, даже ценой болезни. Родители ходили в школу, устраивали разбирательства. Тщетно! Как все прекратилось? Я много работала над собой. Пересмотрела свое поведения с одноклассниками, перестала реагировать. В конце концов, им было уже неинтересно подначивать меня. Кроме того, занималась музыкой и танцами, достигла определенных успехов.
Сейчас Алена излучает уверенность в себе и трудно поверить, что несколько лет назад она была изгоем в своем классном коллективе.
Зачастую родители не осознают, что сами формируют у ребенка позицию жертвы или преследователя. Мальчик, которого «испытывали на прочность» одноклассники, рассказывал, что дома его учили терпеть и молчать. «Уж лучше пусть тебе сломают руку, - твердила мама, - чем ты, дав отпор, ненароком нанесешь кому-то увечия». Есть и другая крайность: при малейших трудностях в общении с одноклассниками родители начинают выяснять отношения, тем самым не давая ребенку возможности учиться решать спорные вопросы во взаимодействии со сверстниками.
Найти «голову дракона»
- В подобных ситуациях, кроме обидчика и обиженного, присутствует и третья сторона: родители пострадавшего, - говорит Инна Чистенко. - У них стрессовое состояние, ощущение безысходности и растерянность. Или напротив, желание применить те же физические меры по отношению к обидчику. У многих возникает желание перевести ребенка в другой класс, школу. Но ведь он уйдет с психологической травмой и где гарантии, что в другом коллективе его не постигнет та же участь? При индивидуальной работе с потерпевшим учеником необходимо создать безопасную атмосферу, помочь ему найти союзников в лице одноклассников, ведь все не могут относиться плохо.
Опытные психологи, проводя тренинги в школе, включают в группу несколько детей, которые являются в классном коллективе аутсайдерами. Школьники попадают в новый круг и могут проявить себя с лучшей стороны. Переживая ситуации успеха, проявляя лидерские качества, они приобретают уверенность в себе, возможность самоутвердиться и заво евать авторитет сверстников. Повысить самооценку можно также достижением высоких показателей в спортивной секции, музыкальной школе, туристическом клубе. Посему, мудрые родители и педагоги стараются показать ребенку спектр возможностей для раскрытия своих способностей. Ведь они есть у каждого.
И, наверное, самым обширным «фронтом действий» является работа с классным коллективом. Решать проблему нужно изнутри, обратившись к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, которые должны найти «голову дракона» - зачинщика. Выяснить истинные причины и мотивы агрессивного поведения. Необходимо помочь ребенку и его родителям научиться принимать других людей такими, какими они есть. Кто, как не они, хорошо знает «своих» детей и способен объективно разобраться в ситуации? И еще. Правильным решением будет не только огульная критика, осуждение, но вера и поддержка. Ведь положительные черты можно найти в каждом человеке.
***
Третьеклассник Марк воспитывается в обеспеченной семье. Папа уже несколько лет живет отдельно, но для своего сына ничего не жалеет: новые игрушки, каникулы за границей, брендовые вещи. А в это время беспечный мальчик вместе с группой ребят издевается над одноклассником. Тот молча выносил тумаки и унижения. И так продолжалось бы и дальше, если б за него не заступился другой одноклассник. Историю, словно клубок ниток, начали раскручивать. «Мы уделяем сыну достаточно внимания», - сокрушалась мама. «V него есть все», - поддерживал папа. И они правы: у ребенка есть все, кроме ощущения безопасности и эмоционального тепла. Безусловно, нельзя все списывать на отсутствие полноценной семьи. Но, возможно, такое поведение было способом привлечь внимание родителей и показать им свои потребности.
Галина Сачивец, еженедельник «Деснянская неделя» №2 (041)
Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш
Telegram.
Залишити коментар
інші новини
Один з найвідоміших художників України Віктор Шульга переїхав з Андрії...
2025-07-08 09:29:57
На Чернігівщині попрощалися з двома захисниками
2025-07-08 09:05:59
Директорка гімназії зі спільниками оформлювала чоловіків вчителями, аб...
2025-07-08 08:47:35
Роман Луценко: «Базові навички з такмеду сьогодні повинен мати кожен»
2025-07-07 15:04:01
Олена Решотка з Мени майструє дизайнерські речі зі старого джинсу
2025-07-07 14:39:06
На міській фермі біля центру «Перемога» виросли овочі - огірки, помідо...
2025-07-07 12:03:46
Керуючий новою «Форою» у Чернігові Олександр Прокопенко починав у Ніжи...
2025-07-07 11:32:46
Перший «Базис драйв» відкрився на Любецькій
2025-07-07 10:38:03
На минулому тижні росіяни атакували 26 населених пунктів Чернігівщини
2025-07-07 09:42:03
Жителька Чернігівщини завдяки гранту вирощує на полі лаванду, а гроші ...
2025-07-07 09:12:31
Бесспорно, проще всего "поставить малого у6людкa в угол на обозрение", но а может лучше разобраться чего этот ребенок бьет других детей, что он этим хочет сказать и почему другой позволяет быть себя. А те родители, которые бегают в школу на разборки делают своему ребенку "мишкину услугу": они не учат решать свои проблемы самостоятельно и подрывают его авторитет перед одноклассниками.
Думаю, что родители не должны бегать в школу и разбираться с детьми, кроме экстренных случаев, но и тогда можно достич цели в решении конфликта только в присутствии родителей другой стороны и классного руководителя. А если взрослый против ребенка, то это чистое запугивание и негласное разрешение другим родителям так же поступать и с твоим ребенком, если он что то сделает не так с одноклассником.
Дети сами разберутся, сегодня они дерутся, а завтра - не разлей вода.
Но чуткий и внимательный педагог - залог дружного класса.
krasunya - + 100
Всегда легче всего обвенить преподавателя. Разбираться конечно нужно, но и родители не должны занимать только такую позицию - кого-то наказать, "поставить pакoм препода", незабывайте, что ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА НЕСУТ РОДИТЕЛИ.
Вы невнимательны к теме статьи и к коментам. Я сказал, что после 2-3 случаев издевательства нужно идти в школу и ставить раком препода (это значит: разобраться в ситуации с активным привлечением препода, даже если он противится). Можно, конечно, подождать больше, но дальше может начаться необратимое изменение психики ребенка, при котором он свыкнется с издевательством и НИЧЕГО ВАМ НЕ РАССКАЖЕТ. А реакция родителей на угнетенное состояние психики ребенка и есть правильное воспитание, в т.ч. пойти и поставить раком препода. Иначе см. вариант в начале статьи (может, такой вас больше устроит).
И все же, вы меня не переубедили: делать учителя крайней в этой истории нельзя. Педагог, классный руководитель должен быть в курсе событий, происходящих в классе. Но, кроме него есть еще: обидчик (обидчики), его родители; жертва,ее родители; классный коллектив. Они тоже, так или иначе, имеют отношение к конфликту.
Именно об этом я и рассказал в 1-м коменте, просто выстроил по порядку влияния на ситуацию, крайние все упомянутые, их нечего искать они все на виду.