История семьи Дудниченко-Чековых

2017-07-30 15:32:03
4358 3
Сегодня мы хотим рассказать вам, дорогие читатели, о нелегкой судьбе одной из украинских семей по фамилии Дудниченко-Чековы. Когда узнаешь о таких семьях, не перестаешь восхищаться тем, как же умели люди прошлых поколений, живя в совершенно других условиях, чем ныне, быть преданными своей Родине и семье, преодолевать боль и трудности, жить и радоваться простым вещам, верить в лучшее, несмотря ни на что.

А рассказала нам историю своей семьи – дочь, Татьяна Дудниченко (после замужества Роева). Родилась Татьяна в селе Гремяч Новгород-Северского района Черниговской области. И музыкальную, и общеобразовательную Гремяческую школу закончила с отличием. После чего, поступила в Черниговский педагогический институт им. Т.Г. Шевченко (сейчас университет) на математический факультет. Больше 20 лет она посвятила работе учителем математики в Черниговской средней школе №6. Результатом многолетней работы учителем стали высокие профессиональные звания, в том числе и звание «Соросовский учитель».



В настоящее время, Татьяна Григорьевна Роева – главный редактор Черниговского издательства учебно-методической литературы «КМ Медиа». В 19 лет по большой любви Татьяна вышла замуж за Юрия Роева, который впоследствии стал талантливым художником-оформителем. Теперь уже ее семья состоит из дочери Ларисы и ее мужа Евгения, внуков Даши, Тараса и Тимофея.





О своих родителях Татьяна вспоминала с невероятной нежностью и любовью:

- Отец Григорий Андреевич Дудниченко родился в 1922 году в Черкасской области. Когда началась война, ему было всего 19 лет. Как мы помним по художественным фильмам, а я – по рассказам папы, 22 июня молодые и нарядные выпускники школ вместо праздника ушли на фронт защищать свое Отечество. Также, и папа. После учебки, его назначили командиром танка и отправили в Нижний Тагил. Там на заводе он получил танк, и зимой в сильные морозы вместе с ним на платформе (а не в вагоне) был перебазирован в Украину.



Григорий Андреевич Дудниченко

Ранней весной под Славянском его танк был подбит немецким самолетом. Наводчик орудия по фамилии Пчелка погиб на месте, а механик и папа получили ранение. Папа с раненой ногой дополз до оврага, где его обнаружила женщина из близлежащего поселка, которая дотянула его до своего дома. Она всячески пыталась помочь моему отцу, но через некоторое время у него началась гангрена.

Каким-то чудом, папа даже не помнил, пребывая в тяжелом состоянии, его доставили до нашего госпиталя. Таким образом, в 20 лет ему ампутировали ногу. Тогда в 42-м на левой ноге он пережил две ампутации. После чего, его отправили на реабилитацию в Уфу. Там он окреп, передвигался с помощью протеза, и со временем даже закончил юридический техникум. А после окончания техникума, в 1944-м году Григория Дудниченко направили в Чернигов, а отсюда – в Гремяч на работу в районный суд народным судьей.

После войны папа встретил мою маму Анну Ефимовну Чекову, и в 1948-м году они поженились. Мама была младше отца на 6 лет, 1928-го года рождения. Бабушка долго не могла смириться с тем, что ее молодая и красивая дочь (моя мама) вышла замуж за инвалида. Но зато папа был прекрасным человеком, и стал хорошим, заботливым мужем и отцом для меня.



Чекова Матрена Егоровна, мать Анны Чековой

По рассказу дочери, ее отец был коммунистом в полном смысле этого слова: настоящим, правильным, принципиальным человеком, честным, бесценным работником. Со временем он перешел на другую работу, заведовал райфинотделом. Жила пара в ведомственном доме, в котором позже, в феврале месяце, случился пожар.



Когда все сгорело (удалось вынести документы и кое-какую одежду), они перешли к своим родителям, где жила еще семья родственников. Были нелегкие времена, расформировали район, Анна и Григорий остались без работы. К тому же, через 2 месяца после пожара, в апреле, а в общей сложности через 11 лет, в 1959-м году у пары родилась дочь. Григорий начал работать на предприятии «Сельхозтехника», и, взяв ссуду, начал строить свой дом.
Татьяна признается, что, несмотря на все трудности, у нее было по-настоящему счастливое детство, она жила в абсолютной любви, заботе и внимании обоих родителей.



Татьяна Дудниченко, 2 года, снимок 1961 года

А в 1984-м году у ее отца начался тяжелейший атеросклероз. Тогда мама перешла работать на его место. Татьяна к тому времени была замужем, родила дочь, жила и работала в Чернигове. И случилось так, что в 1986-м году у ее отца под коленом на здоровой ноге разорвалась вена. Григорий Андреевич умудрился приехать в Чернигов, переночевать у дочери, и с самого утра на такси отправился за помощью в нашу областную больницу.



Татьяна Роева с мужем Юрием и дочерью Ларисой

- Тогда в Черниговской областной больнице папе сделали сложнейшую операцию на сосудах единственной правой ноги. Оперировал его хирург Владимир Герасимов. Сейчас не знаю, чья была ошибка выписать папу на 5-й день после операции. Герасимов, я помню, посчитал, что операция прошла хорошо, и отец начал выздоравливать. Но швы на оперированной ноге не были сняты и моего отца отправили домой в Гремяч. И в селе, естественно, начались проблемы: швы разошлись, было плохое кровоснабжение, рана перестала заживать. От боли у него даже начались галлюцинации. Мама звонила и плакала, не зная, что делать дальше.

Я тоже не знала что делать, и написала письмо в Областное управление здравоохранения, описав катастрофическую ситуацию с моим отцом, который в 20 лет потерял ногу в ВОВ, являлся инвалидом 1-й группы, ветераном ВОВ, да и просто уважаемым человеком. При этом его отправили в село, где в больнице нет ни хирурга, ни хирургической сестры, другими словами, помощь ему оказать было некому. Ответ на мое обращение должен был прийти через 10 дней.

Но 10 дней ждать я не могла, и пошла в Облздрав узнать, как обстоят дела с ответом на мое письмо. Заместитель начальника, выслушав мою историю, тут же позвонил в Новгород-Северскую районную больницу и распорядился: «Сделайте так, чтобы Дудниченко Григорий Андреевич сегодня был осмотрен, перевязан и спокойно спал».
Конечно же, в тот вечер отцу оказали необходимую помощь, и, что немаловажно - уделили должное внимание. Потому что, мама на тот момент была в полной растерянности и отчаянии.



Анна Ефимовна Дудниченко (Чекова)

А в ноябрьские праздники, вечером раздался телефонный звонок. Я взяла трубку и услышала голос Герасимова: «Ну, что? Жалоба помогла?» На что, я, достаточно тактичный человек, в свои 26 лет, ответила: «Я даже разговаривать с вами не хочу». Но он тут же сообщил, что намерен осмотреть отца и медицинским авиатранспортом транспортировать его в больницу для дальнейшей повторной операции. Тогда я позвонила домой. Мама ответила, что отец его даже на порог не пустит и что он не «подопытный кролик».

На следующий день, к отцу в Гремяч приехал Герасимов с хирургом по фамилии Кущ из Новгород-Северской больницы. Папа с Герасимовым разговаривать не стал, а с Кущом поговорил. Вторую ногу необходимо было срочно ампутировать, так как началось заражение крови. Договорились о том, что Кущ проведет отцу эту операцию.

И опять, случилось непредвиденное. Куща в день операции вызывают в Чернигов, и папу оперирует другой хирург, и опять неправильно. Нужно было сформировать культю, а он не сделал этого. Таким образом, на одном человеке была допущена уже вторая серьезная ошибка. Швы разошлись, торчала кость, нога опять начала гнить, папа опять страдал от боли.

И в феврале месяце 1987-го года Кущ уговаривает отца сделать еще одну операцию, чтобы отсечь пораженную ткань, еще раз отпилить кость и сформировать правильно культю. То есть была проведена вторая ампутация правой ноги уже до самого тазобедренного сустава. На этот раз, если можно так выразиться, успешно.

После операции мама каждое утро перед работой на бензовозе ездила в Новгород-Северский из Гремяча, а это около 50 км, чтобы покормить папу, переодеть, посидеть возле него и подержать за руку. А в 9-10 утра уже приступала к работе в Гремяче.

О его силе духа, выносливости, мужестве, о жизненном стержне, принципиальности и правильности, я могу много рассказывать. Папа был настоящим мужчиной. Ему достаточно было сказать: «Девчонки мои, успокойтесь, все будет хорошо», и всё, мы с мамой ни о чем больше не переживали.

В середине февраля ему сделали повторную ампутацию второй ноги, он очень хотел домой, рана хорошо заживала и 8 марта, не смотря на праздничный день, был выписан из ЦРБ. И уже 6 июня он приехал за 45 км от своего дома на «Запорожце», который он переделал под ручное управление встречать меня с автобуса. То есть, за 3 месяца, он поднял себя, переделал управление в машине и научился управлять ею. Необыкновенной силы и мужества был человек!

Мы все так радовались его выздоровлению, даже забывали о том, что у него нет обеих ног, и просто восхищались силой духа. Он даже умудрялся рубить дрова и полоть грядки, приспособив специальную для этого коляску для передвижения и опоры. Каково же было наше потрясение, когда 24 августа, в День Независимости Украины, он скоропостижно умер.

После возвращения из больницы уже без обеих ног, и односельчане, и люди из других сел проявляли к нему бесконечное уважение. Мне запомнилось, что к отцу приходили семейные пары из других сел, приносили гостинцы, часами беседовали, делились воспоминаниями и т.п. Каждый вечер у нас в доме были гости, или собирались на лавочке возле дома соседи, которые всегда звали его посидеть с ними, он был душой компании.

Мои родители прожили вместе почти 40 лет. Могли бы дожить до золотой свадьбы, если бы не смерть отца в 1987 году. Мама ушла из жизни в 2005-м, прожив без папы, еще 16 лет, но в постоянной тоске по нему, так и не смирившись с потерей.

Тема Великой Отечественной Войны в нашей семье священна. Воевал мамин папа - мой дед Чеков Ефим Егорович 1895 года рождения. Дед Ефим был награжден тремя боевыми орденами, имел ранение. Ушел из жизни в 1975-м году. Кстати, у папы тоже остались награды: два боевых ордена.



Чеков Ефим Егорович

Но самой большой болью семьи Чековых была потеря старшего (из пятерых детей) сына Чекова Михаила Ефимовича 1920 года рождения (маминого брата). В самом начале войны в 1941 году он был призван на фронт, и в первом же бою пропал без вести. Неизвестно ранен он был или убит. Все годы дедушка искал сына, все записи сохранились в его фронтовом блокноте и бережно хранятся до сих пор. Поиски продолжались и после войны, но до сих пор не увенчались успехом.



 Чеков Михаил Ефимович



С прадедушкой, - Чековы провожают на фронт Михаила


Вот такие люди жили и живут среди нас – настоящий пример для нынешней молодежи. Люди невероятной силы и терпения, искренности и доброты, умеющие любить свою семью, свою землю и свою Родину. И очень ценно, когда дети бережно хранят старые фотокарточки и знают историю своей семьи, а затем из рук в руки, из уст в уста, передают ее следующему, уже четвертому поколению.

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне у месенджер? Підписуйтесь на наш Telegram.

коментарі (3)
Anonim2017-07-30 20:00:08 відповісти

Василий2017-08-01 18:08:13 відповісти

Разве в 1987 году был день независимости Украины?

sosedka84відповісти

Так и от 1987 года до 2005 не 16 лет... Непонятно 

Залишити коментар

Ім'я
Коментар
інші новини
"Бумеранг" - найбільший військторг у місті Чернігів, з широким асортим... 2025-08-07 16:49:58 Ідеальна тревел-косметичка: розгорнутий гайд 2025-08-06 15:35:13 Ольга Вовченко неподалік Чернігова, у селі Количівці створила ресурсни... 2025-08-05 16:15:35 102-річна Парасковія Попова - найстарша жінка, яка живе у Чернігові 2025-08-05 14:12:50 Ніжинка відкрила дитячий майданчик у пам'ять про чоловіка-сапера 2025-08-05 14:02:57 Іван Холодняк - єдина дитина шкільного віку з прикордонного Полісся, щ... 2025-08-05 13:16:07 У чернігівських гімназіях №7 та №16 облаштували класи безпеки 2025-08-05 13:03:55 6 гранат з дрона скинули росіяни у двір родини Березовців у Грем’ячі 2025-08-05 12:43:28 58-річна чернігівка втратила 225 тисяч гривень через псевдобанкіра 2025-08-05 12:07:36 На Чернігівщині попрощалися з двома захисниками 2025-08-05 11:37:29